Самостоятельная установка ксеноновых фар. Как не стать нарушителем ПДД?
Один из часто встречающихся вопросов от водителей это вопрос о самостоятельной установке ксеноновых фар в свой автомобиль. Можно ли устанавливать ксенон на отечественные автомобили? Или на модели импортного производства на которые завод изготовитель не предусматривал такие фары?
Существует множество, противоречащих друг другу материалов о разрешении или запрете установки фар с ксеноновым источником света. Да ещё и автосервисы сбивают водителей с толку, выдавая сертификаты на установленный ксенон. Едете вы себе спокойно, думая, что ничего не нарушаете, и вдруг, инспектор ГИБДД останавливает и заявляет, что вы нарушили ПДД, установив запрещённые внешние световые приборы.
На самом деле все оказалось не так сложно, как кажется на первый взгляд.
На автомобилях может использоваться раздельная оптика дальнего и ближнего света. Существуют еще и комбинированные фары, которые объединяют в себе оба типа оптики. Они имеют и соответствующую маркировку.
C – так обозначаются фары ближнего света;
R – данной буквой маркируются фары дальнего света;
CR – так обозначаются двухрежимные комбинированные фары;
А – фонари габаритных (стояночных) огней;
В – противотуманные фары.
Галогенные фары обозначаются буквой «Н» и могут иметь различные вариации. Но обязательно для галогенных фар на рассеивателе должна быть соответствующая буква. Это может быть такой код НС (галогенные фары ближнего света); НR (галогеновые фары дальнего света), и т.д.
Для маркировки ксеноновых источников света используется буква «D». Аналогично, как и в случае с галогеновыми источниками, оптика может иметь следующую маркировку: DR, DС, DCR. По нормам ГОСТ Р41.99-99 лампочки с маркировкой «D» могут устанавливаться лишь на фарах С, R, и CR типа. Другими словами, ксеноновые лампы в габаритных огнях — это нарушение без вариантов.
Теперь о главном. Совершенно не важно, на какую марку автомобиля и какого производителя установлены ксеноновые лампы. Важно, чтобы сама конструкция фары соответствовала необходимым требованиям. Если соответствует, то у инспектора нет законных оснований вменять вам нарушение.
Обратимся к основному, в данном случае, законодательному акту — Технический регламент Таможенного Союза ТР ТС 018/2011. О безопасности колесных транспортных средств. Приложение №4
Раздел 1.3.7. Адаптивные системы переднего освещения, выполняющие
функцию ближнего света, независимо от используемого источника света, фары ближнего света с источниками света класса LED, а также фары ближнего света и противотуманные с источниками света любого класса, имеющими номинальный световой поток более 2000 люмен, должны быть оснащены автоматическим корректирующим устройством регулировки угла наклона фар.
Фары ближнего света, имеющие источники света с номинальным световым потоком более 2000 люмен, должны быть оснащены работоспособным устройством фароочистки.
Примечание: Сменные газоразрядные источники света категорий D1R, D2R, D3R, D4R, D1S, D2S, D3S, D4S и галогенные лампы накаливания категорий H9, H9B, HIR1 имеют номинальный световой поток более 2000 люмен.
Итак, если на рассеивателе (отражателе) вашей фары стоит маркировка «D» и соблюдены два вышеуказанных требования Техрегламента ТС, то нарушителем вы никак не являетесь. Автолюбитель должен понимать, что ГИБДД борется не с самим фактом установки ксеноновых фар, а с ксеноном установленным с нарушением требований Техрегламента ТС.
Почему к ксеноновым фарам предъявляются такие жесткие требования?
Дело в том, что по отношению к галогеновым лампам ксеноновые обладают гораздо большей светоотдачей. Это приводит к тому, что светит ксенон гораздо ярче. Что в свою очередь вызывает ослепление водителей других транспортных средств на дороге. Для того чтобы световой пучок ксеноновых источников света не мешал другим участникам дорожного движения необходимо использовать рефлекторы с отражающей способностью более высоко класса. Которые собирают пучок света правильным образом, исходя из повышенной яркости лампы.
Для фар с газоразрядными источниками света (ксеноновые лампы) применяются рассеиватели из особо прозрачного поликарбоната, более стойкого к воздействию абразивных частиц и ультрафиолетового излучения, кроме этого применяются отражатели специально разработанные для таких ламп. Поэтому при установке ксеноновых ламп в обычную фару, световой поток формируется с увеличенными углами рассеивания как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости, а следовательно приводит к ослеплению водителей встречных и попутных транспортных средств, а также пешеходов.
Кроме этого даже небольшие загрязнения внешнего стекла фары, а так же неверная регулировка отражателя (при загрузке автомобиля) приводят к тому, что фары будут ослеплять водителей других транспортных средств. По этому так необходимо, чтобы конструкция фары предусматривала возможность омывания стекла и автоматической коррекции угла наклона оптики фары.
Например, водитель установил ксеноновую лампу взамен галогенной. То есть, незатейливо вынул старый источник света и на его место установил новый. Необходимо понимать, что световой рассеиватель/отражатель был рассчитан на правильную фокусировку световых лучей под определенный тип лампы. И с новым источником света, имеющим совершенно иные характеристики свечения, отражатель будет работать неправильно.
Какая будет ответственность за установку ксеноновых фар с нарушением требований Техрегламента Таможенного Союза и Основных положений по допуску автотранспорта к эксплуатации?
Ответственность за это правонарушение указана в статье 12.5 ч.3 КоАП РФ и предусматривает лишение права управления на срок от 6 месяцев до 1 года с конфискацией этих приборов. Квалификация такого нарушения обусловлена тем, что искажается режим работы фар, в частности режим ближнего света не будет соблюдаться из-за большого угла светорассеивания. Простыми словами - "колхозным" ксеноном будете нехило слепить водителей встречных автомобилей.
Петр Артемов
Общественный проект "Бронежилет водителя"
так даже, если поставить на старый жигуль оптику для ксенона, это все равно считается внесением изменений в конструкцию, и чтобы это узаконить это надо пройти неблизкий путь от гаража до технадзора гаи, с заездом в лабораторию. да и дорогое это удовольствие, узаконивать иземения
все тазаводы ставящий себе китайский ксенон, горите в аду......
Не заниматься хуйней и колхозом.
З.ы. прочитал. Написана хуйня. То, что в фару можно ставить ксенон никак не отменяет изменений в конструкцию АВТОМОБИЛЯ, за которое уже есть наказание.