Путь подводной лодки Б-307 до Тольятти

Дизель-электрическая подводная лодка Б-307 была построена в 1979 году на заводе "Красное Сормово" по проекту 641Б. Проект 641Б спроектирован в ЦКБ МТ «Рубин». Главный конструкор З. А. Дерибин, с 1974 года — Ю. Н. Кормилицин. С 1973 по 1982 год на судостроительном заводе «Красное Сормово» (Нижний Новгород) было построено 18 подводных лодок этого проекта.

Размеры:

Водоизмещение надводное: 2 770 т;

Водоизмещение подводное: 3 600 т;

Длина наибольшая: 90.2 м;

Ширина корпуса наиб.: 8.6 м;

Высота: 12,2 м;

Вооружение: 24 торпеды и 32 противолодочные мины;

Время автономного плавания: до 80 суток.  

В 2002 году субмарина была подготовлена к списанию и передаче в технический музей ОАО «АвтоВАЗ». Первоначально планировалось, что ВМФ передаст заводу лодку бесплатно, однако в связи с проблемами в законодательной базе музею пришлось лодку покупать. Сумма сделки составила 768 тыс. рублей (аналогичная лодка, купленная московским музеем, обошлась тому в 48 миллионов рублей).

Подготовка субмарины к транспортировке по внутренним водным путям проводилась на Кронштадтском морском заводе. Лодку загерметизировали, освободили от всякого балласта, установили на понтоны. На понтонах с помощью двух буксиров лодка прибыла в Тольятти осенью 2003 года. Руководил переходом капитан 2 ранга Олег Кусмарцев. За время перехода лодка прошла восемь разводных мостов в Санкт-Петербурге и 22 шлюза, 8 из которых шириной всего 17,7 метра.

На Ладожском озере:

Путь подводной лодки Б-307 до Тольятти Музей, Подводная лодка, Техника, Тольятти, Длиннопост

Подводная лодка Б-307 подходит к шлюзу на Волго-Балтийском канале:

Путь подводной лодки Б-307 до Тольятти Музей, Подводная лодка, Техника, Тольятти, Длиннопост

В порту Тольятти:

Путь подводной лодки Б-307 до Тольятти Музей, Подводная лодка, Техника, Тольятти, Длиннопост
Путь подводной лодки Б-307 до Тольятти Музей, Подводная лодка, Техника, Тольятти, Длиннопост

Перед транспортировкой по суше подлодки пришлось перезимовать, а по весне, вместе со льдом, самовольно ушла в плавание по Куйбышевскому водохранилищу. Уплыть далеко не дали - с помощью речных буксиров ПЛ вернули на место стоянки.

Первая зимовка подводной лодки, купленной АВТОВАЗом, для Тольяттинского Технического музея:

Путь подводной лодки Б-307 до Тольятти Музей, Подводная лодка, Техника, Тольятти, Длиннопост

Самым сложным этапом стал вывод подводной лодки Б-307 из воды на берег и транспортировка ее на территорию технического музея. Для установки субмарины на настил, выполненный из стального листа длиной 91 метра с кильблоками, с точностью повторяющими контуры лодки, провели дноуглубление Волги на величину осадки корпуса. Уклон береговой зоны был уменьшен для плавного выхода лодки на сушу и спланирована трасса длиной около 5 км и шириной 36 м. Для буксировки лодки использовались системы из блоков, соединенных прочными канатами, лебедок и больших артиллерийских тягачей (путепрокладчики БАТ-2, БРЭМ-1, БТС-4) специально для этой цели выписанные с Тоцкого полигона.

Выход на берег:

Путь подводной лодки Б-307 до Тольятти Музей, Подводная лодка, Техника, Тольятти, Длиннопост
Путь подводной лодки Б-307 до Тольятти Музей, Подводная лодка, Техника, Тольятти, Длиннопост

По дороге до места последней стоянки:

Путь подводной лодки Б-307 до Тольятти Музей, Подводная лодка, Техника, Тольятти, Длиннопост

После небольшого косметического ремонта лодка приняла первых посетителей в качестве музейного экспоната. Среди своих товарищей, установленных в Москве и Гамбурге Б-307 — единственная, доставленная с места службы целиком.

Путь подводной лодки Б-307 до Тольятти Музей, Подводная лодка, Техника, Тольятти, Длиннопост

Ссылки на источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91-307

http://rechflot-63.ru/viewtopic.php?f=56&t=65

http://chaki21.livejournal.com/4404.html

http://chanych-85.livejournal.com/37928.html

https://hodor.lol/post/67366/

Автор поста оценил этот комментарий

Вау!

Автор поста оценил этот комментарий
какой отличный пост!