Путь подводной лодки Б-307 до Тольятти
Дизель-электрическая подводная лодка Б-307 была построена в 1979 году на заводе "Красное Сормово" по проекту 641Б. Проект 641Б спроектирован в ЦКБ МТ «Рубин». Главный конструкор З. А. Дерибин, с 1974 года — Ю. Н. Кормилицин. С 1973 по 1982 год на судостроительном заводе «Красное Сормово» (Нижний Новгород) было построено 18 подводных лодок этого проекта.
Размеры:
Водоизмещение надводное: 2 770 т;
Водоизмещение подводное: 3 600 т;
Длина наибольшая: 90.2 м;
Ширина корпуса наиб.: 8.6 м;
Высота: 12,2 м;
Вооружение: 24 торпеды и 32 противолодочные мины;
Время автономного плавания: до 80 суток.
В 2002 году субмарина была подготовлена к списанию и передаче в технический музей ОАО «АвтоВАЗ». Первоначально планировалось, что ВМФ передаст заводу лодку бесплатно, однако в связи с проблемами в законодательной базе музею пришлось лодку покупать. Сумма сделки составила 768 тыс. рублей (аналогичная лодка, купленная московским музеем, обошлась тому в 48 миллионов рублей).
Подготовка субмарины к транспортировке по внутренним водным путям проводилась на Кронштадтском морском заводе. Лодку загерметизировали, освободили от всякого балласта, установили на понтоны. На понтонах с помощью двух буксиров лодка прибыла в Тольятти осенью 2003 года. Руководил переходом капитан 2 ранга Олег Кусмарцев. За время перехода лодка прошла восемь разводных мостов в Санкт-Петербурге и 22 шлюза, 8 из которых шириной всего 17,7 метра.
На Ладожском озере:
Подводная лодка Б-307 подходит к шлюзу на Волго-Балтийском канале:
В порту Тольятти:
Перед транспортировкой по суше подлодки пришлось перезимовать, а по весне, вместе со льдом, самовольно ушла в плавание по Куйбышевскому водохранилищу. Уплыть далеко не дали - с помощью речных буксиров ПЛ вернули на место стоянки.
Первая зимовка подводной лодки, купленной АВТОВАЗом, для Тольяттинского Технического музея:
Самым сложным этапом стал вывод подводной лодки Б-307 из воды на берег и транспортировка ее на территорию технического музея. Для установки субмарины на настил, выполненный из стального листа длиной 91 метра с кильблоками, с точностью повторяющими контуры лодки, провели дноуглубление Волги на величину осадки корпуса. Уклон береговой зоны был уменьшен для плавного выхода лодки на сушу и спланирована трасса длиной около 5 км и шириной 36 м. Для буксировки лодки использовались системы из блоков, соединенных прочными канатами, лебедок и больших артиллерийских тягачей (путепрокладчики БАТ-2, БРЭМ-1, БТС-4) специально для этой цели выписанные с Тоцкого полигона.
Выход на берег:
По дороге до места последней стоянки:
После небольшого косметического ремонта лодка приняла первых посетителей в качестве музейного экспоната. Среди своих товарищей, установленных в Москве и Гамбурге Б-307 — единственная, доставленная с места службы целиком.
Вау!