Про стресс-подготовку.

Один из веселых моментов связанных со стресс-подготовкой это то, как к ее проведению относятся те, кто ей занимаются. Вернее "занимаются". Дело в том, что ругать курсанта "писькой" и стучать над головой кастрюлями в процессе поиска ответа на вопрос 2+2, это может любой мудак, у которого есть руки, знание слова "писька" и наличие кастрюли.
В принципе это как с популярной ныне темой, когда какие-то олени стреляют рядом с обучающими а потом потрясая оружием гордо утверждают что они "занимаются стресс-подготовкой". Не будем уточнять, что это на самом деле, но по-научному это зовется мастурбацией.

Дело в том, что вся стресс-подготовка идейно делится на два направления. Оба они имеют свои плюсы и минусы и каждое из них по-своему эффективно и дает действенные результаты.

Первый вариант - это наработка определенного числа ФКД (Фиксированных Комплексов Действий) наложенных на некоторое количество ситуаций, с некоторыми вариациями. То есть мы создаем для человека стрессовую ситуацию  и предлагаем ему варианты ее разрешения и выхода из нее. Тут естественно все зависит от того, какими навыками обладает человек. То есть мы работает с имеющимися навыками  и расширением их арсенала. При этом мы всего лишь предлагаем человеку набор определенных средств решения проблемы. Мы не учим его выбирать средства, максимум, выбирать из минимального набора. Мы даем готовое решение.

Основная проблема данного способа в том, что в процессе тренировки дать человеку ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ СИТУАЦИИ очень сложно. Практически невозможно. Особенно если речь идет о деталях и тонкостях, которыми наполнена любая ситуация. Опытный инструктор может показать как изменение изначальной позы и положения противника может кардинально изменить весь расклад в ситуации. А изменение, тем временем, может быть минимальным. При этом минимальное изменение повлекшее за собой полное изменение картины мира, может полностью сломать всю схему действий человека, и загнать стресс по экспоненте куда-нибудь "за облака". Почему? Потому что "стандартные драйвера", то есть то, чему человека научили, не помогло полностью или частично. И развитие ситуации не позволило подобрать нужную программу действий.
В этом главная проблема - сделать в процессе подготовки все возможные ситуации во всех возможных вариациях невозможно. В принципе. Жизнь штука нездоровая: она все время находит способы подкинуть новые сюрпризы.
Но не все так плохо. Данный способ может использоваться как отдельно - как самостоятельный комплекс подготовки, особенно он будет хорош для людей у который первичная реакция на стресс - ступор. Таким людям куда проще адаптироваться к пониманию того, что у них есть несколько (желательно не более трех) базовых инструментов для решения проблем. Ну и в принципе, если речь не идет о серьезной профессиональной подготовке, то такой вариант вполне подходит для гражданских. К тому же он позволяет достаточно быстро подготовить человека к правильному поведению в определенных стрессовых ситуациях. Так же, очень часто данный этап просто служит первым этапом в комплексе учебных мероприятий.
Второй вариант - это когда человеку изначально дают навыки для избегания ситуации. Много навыком. Очень много навыков. Причем навыки даются не просто так, а с расчетом на то, что человеку не будут предлагать один вариант решения проблемы. Максимум, что будет предложено - это выбрать из нескольких вариантов. А в основном человек сам будет выбирать варианты действий. Единственное ограничение которое у него есть - это время. Которое в процессе обучения непрерывно уменьшается. Фактически обучаемый просто ставится в ситуацию постоянного уменьшения времени на принятие решения и дальнейшие действия. При этом все богатство выбора ложится на его плечи. То есть как первичные действия, так и дальнейший просчет тактики и принятие решений  полностью на нем. В задачу инструктора входит лишь наблюдение и последующий разбор действий  и возможных ошибок, а так же их корректировка и корректировка примененного навыка. Ну и расширение арсенала навыков, естественно. То есть готового решения нет, и человек сам решает что ему делать.

Плюсы тут понятное дело, очевидны. Больше развивается вариативность и самостоятельность мышления. Человек учится лучше и быстрее анализировать обстановку. Ну и создать для него ситуацию в которой он потеряется и станет не в состоянии адаптироваться к уровню стресса сложнее.
Минусов, как водится достаточно, как говорится "ничто не проходит бесследно". Не у всех получается пройти таким путем быстро. Процесс подготовки занимает ощутимо больше времени. Количество срывов в процессе обучения ощутимо выше чем в первом случае. Требования к инструктору соответственно тоже выше. Люди с активным типом реакции (бей/беги) практически не испытывают сложностей. А вот те кто сталкиваются с тем, что базовая реакция - замирание, тем будет очень сложно продвигаться по курсу.

Вот и получается, что в выборе правильного баланса между элементами первого и второго варианта и проходит вся стресс-подготовка. Собственно, даже если стреляешь поверх голов, то очень хорошо бы понимать для чего это делается.


http://wolf-ops.livejournal.com/74046.html