Подробно о том, почему повышение стоимости прокатного удостоверения до 5 миллионов - очень глупая идея

Автор текста — Ксения Леонтьева, ведущий аналитик НЕВАФИЛЬМ RESEARCH


В ночь на 24 января 2017 года российская киноиндустрия не спала, бурно обсуждая новости о возможном введении пятимиллионной госпошлины за выдачу прокатного удостоверения, обязательного для выпуска фильмов в кинотеатрах нашей страны. Когда первый шок прошел, мы решили провести бриф-анализ ситуации в прокате прошлого года, представив, как бы выглядел этот прокат, будь такое постановление введено в 2016-м.


Поскольку чаще всего кинотеатр оставляет себе 50% кассового сбора от проката фильма, то только для того, чтобы окупить хотя бы затраты на выплату госпошлины в 5 млн руб. (не считая расходов на копии, рекламу и выплаты создателям картины), кассовый сбор должен составить 10 млн руб. — иначе картина просто не сможет появиться на российских киноэкранах. Поэтому мы проанализировали результаты 2016 года по этой границе — 10 млн руб. кассового сбора.


Мы рассмотрели отдельно фильмы общероссийского проката (443), отметив среди них лауреатов ведущих кинопремий и фестивалей 2016 года (всего 9), а также прокат ограниченный: 34 региональных фильма и 111 программ альтернативного контента, информация о которых имеется в отраслевой прессе на сегодня. На графиках мы отобразили доли всех фильмов в прокате от общего числа шедших на киноэкранах страны программ (включая региональные и альтернативные) по четырем категориям: число фильмов в целом; число фильмов, имеющих награды; суммарное число кинотеатров, которые эти фильмы демонстрировали (этот показатель сейчас заменяет использовавшееся прежде число экранов; к сожалению, более информативный индикатор — число сеансов – имеется только в ЕАИС и достать его оттуда не так-то просто, а Фонд кино не публикует полного списка всех фильмов в прокате с кассой, посещаемостью и сеансами); а также их кассовые сборы.

Подробно о том, почему повышение стоимости прокатного удостоверения до 5 миллионов - очень глупая идея Фильмы, Кассовые сборы, Прокатное удостоверение, Длиннопост

Итак, судя по приведенным графикам, в 2016 году лишь 36% демонстрировавшихся фильмов/программ собрали больше 10 млн руб. и, следовательно, смогли бы окупить расходы на получение ПУ; в том числе 9% составили отечественные фильмы. При этом мы смогли бы увидеть лишь треть фильмов, получивших награды престижных фестивалей и мировые премии в 2016 году, среди них — ни одного российского.


В прокат не вышел бы ни один альтернативный проект и лишь один фильм регионального производства — то есть эти сегменты, которые смогли появиться лишь в эпоху цифрового кинопоказа благодаря снижению затрат на выпуск, оказались бы полностью вымыты из проката. А ведь среди альтернативного контента преобладают спектакли, оперные и балетные постановки и документальные и анимационные фильмы, сборники короткометражек — они выполняют важные социально-культурные фукнции.


Да и развитие регионального кино в последнее время, казалось, стало одним из приоритетов Министерства культуры и Фонда кино (вспомним активно обсуждаемые системы «рибейтов» в регионах). Ведь всем компаниям, даже работающим с отечественными фильмами, надо будет сначала где-то взять 5 млн руб. на каждый релиз (а в регионах максимальные бюджеты на съемку фильмов доходят лишь до 1 млн руб.!), чтобы потом каким-то образом получить обещанную «компенсацию» от государства. И главное, всем им придется эту компенсацию просить — подавать заявки, возможно, участвовать в конкурсе. Это ли не ограничение предпринимательской деятельности, свободы творчества и, в конце концов, цензура?

Подробно о том, почему повышение стоимости прокатного удостоверения до 5 миллионов - очень глупая идея Фильмы, Кассовые сборы, Прокатное удостоверение, Длиннопост

Любопытно, что инициаторы повышения госпошлины аргументируют свою позицию тем, что «фильмы категории «Б» занимают драгоценное экранное время, которое могло бы быть отдано отечественным «шедеврам». В условиях отсутствия открытых данных по числу сеансов каждого фильма мы можем судить о том, так ли это, лишь по числу кинотеатров в росписи; при этом получая меньшее число площадок, очевидно, фильм получает и меньшее число сеансов в каждой из них. Итак, зарубежные картины, заработавшие в прокате меньше 10 млн руб. в 2016 году заняли лишь 7% кинотеатров, участвовавших в годовой росписи; отечественные широкого проката — 2%, региональные — 0,3%, альтернативный контент — 4%.


Игроки рынка удивлены — неужели 7% кинотеатров, демонстрирующих на небольшом числе сеансов зарубежное некассовое кино, действительно должны перестать это делать, чтобы «освободить место» под отечественное кино? Аргументами, как прокатчиков, так и кинотеатров являются и неотъемлемое право зрителя получать более широкий выбор фильмов и самому решать, что смотреть, и, зачастую, более высокое качество зарубежных лент, даже не самых популярных, по сравнению с отечественными, и право независимых дистрибьюторов диверсифицировать свои пакеты, выпуская не только рискованный артхаус и артмейнстрим, но и жанровые проекты (которые как раз и получают от минкультуры клеймо «категории «Б»). Представители Фонда кино, принявшие участие в стихийном обсуждении на страницах Facebook парируют, что предлагаемая мера призвана бороться с пакетным программированием со стороны студий-мейджеров, которые навязывают кинотеатрам вместе с явными хитами «огромное количество некачественных зарубежных поделок». Однако так ли это? Взглянем на сегмент зарубежного кино, собравшего в 2016 году менее 10 млн руб.: это 30% наименований в прокате — львиная доля из них (87%) выпущена независимыми дистрибьюторами! Именно они занимают 7% кинотеатров страны, участвующих в годовой росписи, — мейджеры получают лишь 0,2% кинотеатров! Причем из четырех картин-призеров 2016 года, не собравших 10 млн руб., половину выпустили мейджеры, половину — независимые. Так, по кому ударит предлагаемая инициатива?

Подробно о том, почему повышение стоимости прокатного удостоверения до 5 миллионов - очень глупая идея Фильмы, Кассовые сборы, Прокатное удостоверение, Длиннопост

Таким образом, сегодня в России всерьез обсуждается вопрос введения своеобразной версии «платы за цифровую копию» (VPF) — некоего налога в пользу отечественных продюсеров за право дистрибьюторов выпускать как жанровое, так и арткино (далеко не всегда фестивальное). И ложится этот «налог» тяжелым бременем, прежде всего, на плечи независимых дистрибьюторов, которые воспользовались было «цифровой революцией» и существенно увеличили выбор российских зрителей (вспомним, что в 2009 году на экраны вышло 315 фильмов — в 2016-м в прокате было, по предварительным данным, 588 картин). И вместо того, чтобы, как во всем мире, поддержать независимых прокатчиков, покупающих контент часто на стадии его производства и до получения им наград на фестивалях (т. е. не имея заранее гарантии освобождения от этого побора), или поддержать кинотеатры, определив категорию артхаусных залов и выдавая им ежегодную господдержку, или же заставив всех дистрибьюторов платить всем кинотеатрам настоящий VPF, помогая окупить затраты на цифровые проекторы, мы, как всегда, «идем своим путем». Цифровая эра в России не становится благом, расширяющим культурные горизонты зрителя и облегчающим предпринимательскую деятельность. Нет, по мнению властьимущих, за эти блага придется платить, и больше всех — самым слабым в пользу сильных…


© 2017, НЕВАФИЛЬМRESEARCH

Всё о кино

19.8K поста58.1K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).

2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.

3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.

4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.

5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.

6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.

7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.

8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.

28
Автор поста оценил этот комментарий

Никого не поражает сюрреалистичность всего происходящего? То есть товарищи на полном серьёзе предлагают запретить серьёзное иностранное кино. То есть весь артхаус, фестивальные фильмы - всё это в принципе будет запрещено в России. В России нельзя будет посмотреть ни Ларса фон Триера, ни Джима Джармуша. Да даже какого-нибудь Кустурицу нельзя будет увидеть в кино. После этого в кино будут идти только западные блокбастеры и отечественный трэш. Все фестивали иностранных фильмов, которых в России проводится очень много, перестанут проводиться. Театральные постановки иностранных театров на большом экране перестанут показывать.

В чём смысл этих действий? Ну то есть вот просто так взять и поднасрать людям, ради которых эти 7% кинотеатров существуют? Типа не должны русские люди знать, что бывает серьёзное кино? Русские люди должны смотреть исключительно Мстителей и Трансформеров, прерываясь для просмотра отечественного ура-патриотического дерьма?

То есть товарищи хотят испортить жизнь значительного количества людей в России без всякой цели, просто из-за того, что они могут безнаказанно её испортить. Ну это пиздец же просто уже какой-то.

32
Автор поста оценил этот комментарий

В жопу эти цифры. Нужно поднять до 100 миллиардов стоимость прокатного удостоверения за ленту!, а то кино им пендосское подавай!, они же национальные предателил!, Народ России (читать как бедные) должны смотреть панфиловцев разных а доступ к остальным фильмам необходимо ограничить пошлинами и на сигареты еще поднять акцизы хотя бы до 1000 рублей за пачку. И 500р за бутылку водки. Ах да еще ЖКХ нужно чуть прибавить, на 20% всего то. Подпись: Типичный депутат.

раскрыть ветку
10
Автор поста оценил этот комментарий

Эдак в следующий раз, воры, пытаясь унести золотые слитки из квартиры директора Фонда Кино, грыжу заработают.

7
Автор поста оценил этот комментарий

бля, где у них логика? как часто отечественное кино окупается?

раскрыть ветку
7
Автор поста оценил этот комментарий
  Классический конфликт интересов, в котором интересов зрителя нет и не будет. Пока народ ходит в кино не ради контента, а ради похода в кино. Это когда по факту визита узнают, что смотреть они будут то, что навязано(а не то, что хотят), но все же идут и отдают рубль в кассу.

  Они делят рынок сбыта, хотят выпихнуть с него иностранных прокатчиков. Это не страшно, будем снова смотреть фильмы с кустарным переводом, возможно даже не в Интернете (вдруг еще и великий русский файервол воткнут), а на паленых дисках или флешках.

Окунемся, так сказать, в эпоху "каламбия пигчегс пгедставляет".