Образование в армиях XVIII века

В XVIII веке, когда постепенно начало складываться понятие национальных армий и появилась необходимость в профессиональных офицерских кадрах, естественным образом возникла потребность в военном образовании. Военные академии появились в XVI веке в Италии и оттуда эта идея стала распространяться по всей Западной Европе. Эти академии изначально готовили кавалерийских офицеров, однако со временем, когда все большее значение стало приобретать искусство осадной войны, начали появляться школы, обеспечивающие достаточные научно-технические знания и подготовку. Государства начали проявлять интерес к выработке общего военного образования для своих офицеров, но, как это нередко случается, недостаток финансов препятствовал данным усилиям во многих странах (не стоит забывать, что XVII и XVIII столетия были временем практически не прекращавшихся войн, которые истощали бюджеты воюющих сторон). Поэтому некоторые государства открывали узкоспециализированные учебные заведения - как, например, Королевская Академия в Вулвиче (Великобритания), готовившая инженеров и артиллеристов. 
Образование в армиях XVIII века Англия, Британская армия, Военное дело, Борьба за независимость, Быт, Франция, Длиннопост
Королевская Академия в Вулвиче, рисунок XIX века


Государства, располагавшие большими армиями, помимо прочего, отчаянно нуждались к качественном образовании для пехотных офицеров. Кадетские корпуса, готовившие офицеров для армии, появились во Франции, Пруссии и России (в 1732 году фельдмаршал Миних подготовил для императрицы Анны Иоанновны проект первого в России "Кадет-корпуса" по прусскому образцу). Несмотря на "бум" на военные академии, который охватил Европу в XVIII веке, большинство офицеров по прежнему не имели какого-либо формального военного образования.


Хорошим примером развития военного образования могла быть Дания - там абсолютная монархия существенно ограничивала вольности дворянства, в том числе - и в вопросах продажи военных званий. Кандидаты должны были быть выходцами из приличных семей, иметь стремление к военной службе, а также обладать определенными теоретическими знаниями о военной профессии. Датские короли уделяли много внимания созданию офицерских школ, первая из которых была открыта в 1713 году. Поначалу для того, чтобы задать должны уровень подготовки, привлекались высококвалифицированные иностранцы, однако затем преподавательский состав стал заменяться на своих специалистов. К 1799 году все новые сотрудники должны были пройти профессиональную аттестацию.

Образование в армиях XVIII века Англия, Британская армия, Военное дело, Борьба за независимость, Быт, Франция, Длиннопост
Бурхард Кристоф фон Мюнних (в России - Христофор Антонович Миних)


Около трети от всего прусского офицерства в XVIII веке являлись выходцами из Берлинского кадетского корпуса. Во время правления Фридриха II было выпущено в общей сложности 2987 офицеров, 41 из которых впоследствии стали генералами. Каждый год 12 курсантов отбирались для обучения в Академии Знати в Потсдаме, где они изучали самый широкий спектр наук для дальнейшей карьеры в высшем командном составе армии или на дипломатической службе.


Армия Священной Римской империи, обнаружившая в ходе войны за Австрийское наследство (1740 – 1748) низкое качество подготовки своих офицеров, тоже вскоре получила профильное учебное заведение - Военную Академию в Винер-Нойшадт, основанную в 1751 году и открытую в 1752-м. Курсанты отбирались из дворянских семей и из числа детей отличившихся офицеров, которые, по словам современника, "могли быть уверены, что если они подвергнут свои судьбы и жизни риску ради общего блага, их потомство будет спасено от бедности, обеспечено и получит образование благодаря протекции нашей милостивой императрицы (Марии-Терезии - прим авт) как дети государства, для службы на благо отечества". Учебная программа включала фортификацию, математику, верховую езду, фехтование, танцы, а также богемский (чешский), итальянский и французский языки. Такое внимание к языкам было обусловлено разношерстностью войск "лоскутной" Священной Римской империи, в армии который офицеры, нередко, оказывались неспособны коммуницировать друг с другом из-за языковых барьеров. Академия была одним из любимых детищ Марии-Терезии и была достаточно прогрессивным для своего времени учебным заведением, где курсанты постигали не только военное дело, получали целый спектр навыков, полезных для всех сфер жизни, но и приобщались к идеалам патриотизма, самопожертвования и воинской чести.

Образование в армиях XVIII века Англия, Британская армия, Военное дело, Борьба за независимость, Быт, Франция, Длиннопост
Главный корпус Академии Винер-Нойштадт


Вход в Академию был открыт не только для дворян (представители высшей знати не очень то и стремились отдавать своих отпрысков на военную службу), более того, человек мог получить дворянство благодаря военным отличиям, а его потомство, прошедшее обучение в Академии, стать частью военной элиты империи.

Образование в армиях XVIII века Англия, Британская армия, Военное дело, Борьба за независимость, Быт, Франция, Длиннопост
Статуя императрицы Марии-Терезии - основательницы Академии Винер-Нойштадт


Во Франции в 1751 году была открыта Военная Школа (l'École militaire) в Париже, которая набирала 500 человек из числа людей благородного происхождения. Такая практика прививала юношам чувство профессиональной и корпоративной идентичности. Это свидетельствовало о способностях государств XVIII века влиять на характер их вооруженных сил.

Образование в армиях XVIII века Англия, Британская армия, Военное дело, Борьба за независимость, Быт, Франция, Длиннопост

Королевский эдикт об открытии Военной Школы в 1751 году


В Пруссии, где одна треть офицеров была выпускниками кадетских корпусов, влияние было более глубоким, и, несомненно, способствовало повышению качества офицерского состава. Австрия и Франция в этом отношении отставали - в ходе Семилетней войны (1756 – 1763) лишь 6 процентов офицеров имперской армии были выпускниками Академии Винер-Нойштадт (тут нужно отметить, что это связано не с плохим качеством тамошней учебной программы, просто на момент начала войны Академия работала всего 4 года, и просто не успела выпустить достаточное количество квалифицированных офицеров). В целом, ни одно государство не располагало достаточными ресурсами (как денежными, так и необходимым временем), чтобы обеспечить надлежащее образование для всех своих офицеров, и это было, без сомнения, сдерживающим фактором военного Просвещения.

Образование в армиях XVIII века Англия, Британская армия, Военное дело, Борьба за независимость, Быт, Франция, Длиннопост

Главное здание Военной Школы в Париже сегодня. Северный фасад выходит на Марсово поле, а главный фасад - на противоположную сторону, к площади Фонтенуа


Великобритания, как уже было сказано, предоставляло профильное образование лишь офицерам технических служб и артиллерии, в то время как кавалерийские и пехотные офицеры были по больше части самоучками и постигали науку на практике. Некоторые офицеры из привилегированных кругов могли получить образование за границей, как, например, граф Корнуоллис, учившийся в итальянском Турине. Другие, как генерал Джон Бергойн, получили необходимый опыт и навыки во время службы в колониальных войсках. Не все считали обучение за границей привилегией. Некоторые офицеры сетовали на то, что в Англии нет учебных заведений, подобных Академии Винер-Нойштадт, и этим пользовались предприимчивые люди, открывавшие частные военные школы. Самым успешным оказался Льюис Лоши (Lewis Lochée), иммигрант из Австрийских Нидерландов, который председательствовал в Королевской Военной академии в Литтл Челси ("Маленьком Челси") в 1770 – 1789 годах. Учебный план в академии Лоши включал в себя физические упражнения и изучение наук. Он был сторонником изучения современных языков, а не академичных греческого и латыни. Он соглашался, что эти дисциплины были частью образования джентльмена, однако по факту не дают ничего полезного молодым людям. Лоши полагал, что классические труды можно изучать в более зрелом возрасте, чтобы расширить свой кругозор или, если нужно, использовать данные знания на государственной службе. Академические науки включали математику, фортификацию и гражданское право, к чтению были рекомендованы Гуго Гроций, Монтескье и Пуфендорф (немецкий юрист, историк и философ XVII века).

Образование в армиях XVIII века Англия, Британская армия, Военное дело, Борьба за независимость, Быт, Франция, Длиннопост

Литтл Челси - деревушка, расположенная по обе стороны Фулхэм Роуд в полумиле к юго-западу от района Челси в Лондоне, 1746 год


Взгляды Лоши оказали существенное влияние на развитие британской военной науки во второй половине XVIII века. Он писал, что для разума студента самым важным является "установление этих истинных принципов нравственности и долга, а также формирование соответствующих привычек, которые будут подчеркивать достоинства человека в любых ситуациях, а действия его сделают благородными и полезными как в мирной тишине, так и в суматохе войны". Он считал, что дух самопожертвования является источником всех добродетелей, поэтому христианство должно формировать ядро солдатской морали. Несмотря на то, что в Литтл Челси преподавалось фехтование, Лоши считал дуэли порождением погони за "ложной честью", и осуждал "извращенные понятия о чести, доблести и мужестве, присутствующие в некоторых школах". Он был сторонником неукоснительного соблюдения антидуэльных законов, и, нужно сказать, был не одинок в своих воззрениях. Многие военные реформаторы, стремившиеся к повышению профессионализма офицерского корпуса, тоже полагали необходимым устранить это явление.

Образование в армиях XVIII века Англия, Британская армия, Военное дело, Борьба за независимость, Быт, Франция, Длиннопост

План Военной Школы


Академия Лоши была известна, респектабельна, и получала положительные рекомендации многих видных современников. Она привлекала многих молодых людей из знатных семей, уже имевших офицерский чин, но не достигших совершеннолетия (один из парадоксов практики продажи военных комиссий - офицер уже мог быть обладателем звания, но в силу возраста еще не мог служить. Уважаемый читатель может вспомнить похожую по сути практику в истории российского военного дворянства, когда за детьми в детства закреплялись места в полку, и пока мальчик рос дома, он "дослуживался" от рядового до офицера, и выходил в полк уже в соответствующем звании. Эта практика и породила поговорку "солдат спит, а служба идет". В Британской армии офицерское звание можно было просто приобрести), или представителей младших чинов, которые надеялись получить офицерскую комиссию. Немногие, однако, могли позволить себе обучение в академии, стоимость года обучения которой ровнялась 125 фунтам (1 фунт стерлингов середины XVIII века по покупательной способности ровняется приблизительно 120 – 130 современным фунтам). Общее количество выпускников академии Лоши составляло менее 10 процентов от числа энсинов (ensign - младшее офицерское звание, примерно соответствует прапорщику в Российской армии), произведенных в офицеры (в "полные" офицеры, то есть на комиссии) в 1770-е годы. Академия закрылась в 1789 году, а Лоши в 1790 году участвовал в событиях так называемой Брабантской революции в Нидерландах (1789 – 1790) в качестве командира Бельгийского легиона, правда - без особых военных успехов. Никакого равноценного приемника у академии не нашлось, и большинство британских офицеров продолжили поступать на службу без формального военного образования.

Образование в армиях XVIII века Англия, Британская армия, Военное дело, Борьба за независимость, Быт, Франция, Длиннопост

Солдат армии бельгийских повстанцев


В большинстве армий офицеры принимали свой первый командный пост без какой-либо военной подготовки и образования. Они должны были учиться на практике и оглядываться на более опытных и старших товарищей, которые служили уже длительное время. Амбициозные молодые люди могли читать различные работы по военной теории, чтобы расширить багаж своих знаний. Джордж Боскауэн, сын знаменитого адмирала Эдварда Боскауэна, прибыл в Бостон в 1774 году в звании энсина в 4-й пехотный полк (4-й (Собственный Короля) пехотный полк - 4th (King's Own) Regiment of Foot, впоследствии - Собственный Короля Ланкастерский полк) в возрасте 17-и лет. Ему посчастливилось попасть под крыло своего родственника по материнской линии капитана Уильяма Гленвилла Ивлина, который также служил в этом полку. Юный Боскауэн был полон самоуверенности и надежд на блестящую карьеру, а Ивлин, который держал семью в курсе его успехов, отписал им в Англию: "Я готов поставить на кон свою честь, что когда вы в следующий раз увидите Юного Генерала, вы будете удовлетворены; это прозвище парни дали ему за его осанку, а также за то, что едва он у нас появился, как тут же внес несколько предложений касательно наших дел тут. Вы должны знать, что как только он оказался здесь, то обнаружил, что система, которой мы следовали долгое время, была ошибочной, и тут же предложил составить для нас несколько новых регламентов, которые были бы верными. Однако к его большому удивлению, парни только посмеялись над ним, и окрестили его Хамфри Блэндом (Хамфри Блэнд (1686 – 1763) - британский генерал и военный теоретик, автор "Трактата о военной дисциплине" 1727 года - прим авт) и Юным Генералом из-за его реформаторских планов, и теперь он делает то же, что делают все остальные".

Образование в армиях XVIII века Англия, Британская армия, Военное дело, Борьба за независимость, Быт, Франция, Длиннопост

Джордж Боскауэн, 3-й виконт Фалмут


Полк был школой сам по себе, и учил молодых людей, опираясь на практический опыт. Ивлин также обнаружил, что Боскауэн проявлял склонность "к праздности и роскоши" - черты, характерные для "золотой молодежи", к которой он принадлежал, но вряд ли поощряемые на военной службе. Капитан Ивлин рекомендовал родственнику задержаться в Америке на некоторое время, чтобы последний мог приобрести опыт настоящей военной службы, затем - приобрести звание лейтенанта и возвращаться в Англию. Боскауэну повезло, что он попал под патронаж родственника, который привил ему верные моральные ориентиры. Он был под началом Ивлина в составе резервной бригады при Лексингтоне и Конкорде. Ивлин, ветеран Семилетней войны, был обеспокоен масштабом кровопролития, которое разворачивалось в североамериканских колониях, и после сражения при Банкер-Хилл посоветовал Боскауэну возвращаться в Англию, чтобы тот не пострадал, находясь под его, Ивлина, ответственностью. Поскольку юноша был из влиятельной семьи, организовать перевод в Англию было делом нехитрым, но Джордж сам отказался от перевода и решил остаться на войне, повинуясь чувству долга. Ивлин впоследствии был смертельно ранен в бою и умер в Нью-Йорке в 1776 году.


И британские и американские офицеры руководствовались трактатом Хамфри Блэнда, однако им приходилось учитывать меняющиеся реалии войны и особенности кампаний, в которых они участвовали. Помимо этого они зависели от своих старших товарищей в полку, которые зачастую предпочитали эмпирические знания теоретическим наставлениям. Книги по военной теории, тем не менее, оставались существенным компонентом образования офицеров. Фридрих Великий призывал своих офицеров читать профильную литературу, и этот совет разделяли многие другие известные командиры. Чтиво могло варьироваться от античных авторов вроде Цезаря, Полибия, современны эпохе авторов - Фолара, Морица Саксонского, упомянутого выше Блэнда, до совсем уж простеньких работ в стиле "пехотная тактика для чайников". При этом большой популярностью пользовались скетчи различного похабного содержания.


Не каждый офицер мог позволить себе хорошую библиотеку - так, например, капитан Джон Нокс, служивших в одном из гарнизонов Новой Шотландии в 1758 году жаловался на отсутствие книг и на пренебрежение к ним других офицеров. Британские офицеры в Америке в 1770-х годах нередко ставили любительские спектакли, чтобы отвлечься от рутины гарнизонной жизни. Один офицер из Бостона записал в 1776 году: "Некоторые дамы и офицеры, дабы развеяться, а также для больных и раненых солдат в этой армии [устраивали подобное]; и Фанел-Холл, известное место, где собирались сыны крамолы на свои встречи (имеются в виду сторонники независимости от Великобритании, такие как Сэм Адамс и Джеймс Отис, которые произносили там речи перед мятежниками- прим авт), превращался в элегантный театр. А в понедельник, 8-го числа этого месяца, ставили "Занятое тело" (пьеса в жанре "фарс", написанная Сюзанной Сентливр в 1709 году). Была анонсирован новая пьеса, названная "Блокада Бостона", сочиненная генералом Бергойном". Нужно отметить, что пьесу Бергойна так и не поставили - премьера сорвалась из-за боевой тревоги.

Образование в армиях XVIII века Англия, Британская армия, Военное дело, Борьба за независимость, Быт, Франция, Длиннопост

Менно ван Кугорн



Многие офицеры предпочитали коротать время за карточным столом, а некоторые высказывали открытое презрение к чтению и прочим интеллектуальным занятиям. Например баронет сэр Томас Уилсон, участник британской экспедиции к побережью Франции в 1761 году, полностью отрицал военную теорию и презирал людей, которые черпали оттуда какие-то знания. Он писал: "Я всегда придерживался мнения, что одна унция опыта лучше, чем большая бочка теории". Руководя стрельбой из мортир по цитадели Ле-Пале на острове Белль-Иль (остров в Бискайском заливе у побережья французской Бретани) , Уилсон обнаружил, что бомбардир "за 16 пенсов в день получает практику, но не имеет инструментов, передвигает "кугорны" (небольшие мортиры, впервые примененные нидерландским военным инженером XVII века Мэнно ван Кугорном, и названные в его честь - прим авт), бросает взгляд на жерло орудия, которое выставляется в положение перпендикуляра, выпускает множество снарядов этим неуклюжим методом и ни разу не промахивается; приходит офицер, преисполненный решимости сделать лучше, чем хорошо, прикладывает хороший латунный квадрант (угломерный инструмент для измерения угла наклона поверхностей к горизонтали - прим авт) к мортире, выравнивает все остальные [мортиры] таким же образом, стреляет и, Господь мой, ни разу не попадает! Так много теории, но дай мне и практику". Он осуждал и присутствие гражданских лиц в Артиллерийском Совете (Board of Ordnance), которые поставляли войскам никудышные пушки. Он писал: "Они поймут, что мы не считаем себя очень-то обязанными перед ними, и сообразят на будущее, что есть большая разница между планом на странице из книги Вобана (выдающийся военный инженер эпохи Людовика XIV - прим авт) и тем, что происходит на земной тверди (игра слов - Уилсон говорит метафорой, которую по смыслу можно сопоставить с известной строчкой Льва Толстого "гладко было на бумаге, да забыли про овраги" - прим авт)".

Образование в армиях XVIII века Англия, Британская армия, Военное дело, Борьба за независимость, Быт, Франция, Длиннопост

Мортира Кугорна


Интеллектуальная жизнь прусской армии мало отличалось от британской, однако такой видный интеллектуал эпохи, как Фридрих II, который всячески поощрял чтение среди своих офицеров, что в итоге дало результаты, и уже во второй половине XVIII столетия в среде прусских военных чинов признаком хорошего тона стало чтение Гёте и Руссо.


Автор: Александр Свистунов (lacewars)


Страница автора ВКонтакте: https://vk.com/iskender_zulkarneyn


Источник: http://lacewars.livejournal.com/

Лига историков

13.5K постов50.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Автор поста оценил этот комментарий

"Менно ван Кугорн" -- сдаётся мне, я знаю, каким персонажем истории вдохновлялся А. Сапковский, описывая Мэнно Коегоорна.