КАЗ-608. Рожки без ножек.

Помню, было начало лета 2016-го года. Как обычно, я читал несколько моих любимых источников по истории нашего автопрома. И тут наткнулся на занимательнейшую находку:

КАЗ-608. Рожки без ножек. Авто, СССР, История, Каз, Колхида, Грузия, Находка, Якутия, Длиннопост

Казалось бы, чего такого? Кабина какого-то старого грузовика. Может МАЗа, может КамАЗа... Да вот нет, дорогой читатель. Кабина эта от ныне вымершей "Колхиды" первого поколения. Ни одного автомобиля не уцелело при небольшом числе выпущенных машин.

Бело-желтая цветографическая схема "Аэрофлота" может поведать нам о прошлом этой машины в роли топливозаправщика, перронного автобуса или автолифта.

КАЗ-608. Рожки без ножек. Авто, СССР, История, Каз, Колхида, Грузия, Находка, Якутия, Длиннопост

Так почему же их вообще не сохранилось, спросите вы? И на этот вопрос есть однозначный ответ. Качество. "Колхида" стала героем многих анекдотов. К примеру:


"Колхида", груженая кирпичом, безуспешно пытается въехать в гору, на что увидевшие это грузины сказали: "Мы автомобиль делали чай с гор возить, а вы в гору, да кирпич".


"Страшнее волка или рыси лишь автомобиль из Кутаиси!"


И шутка ЗИЛовцев, поскольку 608-ая базировалась на агрегатах ЗИЛ-130 "Если двигатель получался настолько плох что его стыдно было отправлять в запчасти - его отправляли в Кутаиси".

КАЗ-608. Рожки без ножек. Авто, СССР, История, Каз, Колхида, Грузия, Находка, Якутия, Длиннопост

Но это еще что. До нас доходят истории, что АТП принимали к себе автопарк Колхиды с гримасой ужаса и отчаяния. У грузовиков очень быстро "плыла" геометрия кузова, отваливались элементы отделки, ломались те или иные узлы. Поэтому находчивые граждане избавлялись от "Колхид" как могли. Сжигали в основном. А что? Коротнула электрика. Мы-то что? Все претензии заводу-изготовителю! Невозможно было работать на этих повозках. Менее находчивые водители и автотранспортные предприятия лишь со скрежетом зубов материли неугодную железяку и пытались на ней работать.


Удивительно, но пара Колхид проработала (а точнее, простояла) то ли до 2012, то ли до 2014 года в 5-ом питерском автобусном парке. Фото датировано 2009-ым годом:

КАЗ-608. Рожки без ножек. Авто, СССР, История, Каз, Колхида, Грузия, Находка, Якутия, Длиннопост

Если присмотреться к фото, то на заднем плане можно увидеть, похоже, третью Колхиду.
А вторая дожившая Колхида выглядела как-то так:

КАЗ-608. Рожки без ножек. Авто, СССР, История, Каз, Колхида, Грузия, Находка, Якутия, Длиннопост

Но в 2012-2014 ей резко поплохело:

КАЗ-608. Рожки без ножек. Авто, СССР, История, Каз, Колхида, Грузия, Находка, Якутия, Длиннопост

Последняя каноничная Колхида ушла в чермет. Но с другой стороны машины пятого питерского давно хотели умереть. В случае с Колхидой, вероятно, они хотели умереть с того момента, как сошли с конвейера. Кхм, вернемся к повествованию. Узнав об этом, все сообщество неравнодушных к советской техникой взгрустнуло. Пока первые усиленно жалели, вторые искали виноватых, а третьи порицали каждого встречного, мол, чего ж не выкупили, раз знали, четвертые все же не теряли надежды, что где-то осталась еще хотя бы одна Колхида. Ну не могли же они все сгинуть!  

И действительно. Ребята из музея автостарины Якутска таки нашли кабину 608-ой Колхиды. Машина работала в якутском аэропорту. При каких обстоятельствах была приобретена кабина — история умалчивает. Но мы обязательно свяжемся с владельцами и узнаем, откуда эта "голова".

Читая тематические форумы, я узнал, что директор музея хочет восстановить автомобиль. Хотя в данном случае это будет скорее реплика на шасси ЗИЛ-130Д1. Владелец будет воссоздавать либо тягач вкупе с полуприцепом АППА-4:

КАЗ-608. Рожки без ножек. Авто, СССР, История, Каз, Колхида, Грузия, Находка, Якутия, Длиннопост
КАЗ-608. Рожки без ножек. Авто, СССР, История, Каз, Колхида, Грузия, Находка, Якутия, Длиннопост

Либо топливозаправщик ТЗ-2-608:

КАЗ-608. Рожки без ножек. Авто, СССР, История, Каз, Колхида, Грузия, Находка, Якутия, Длиннопост

Но как я понял, реставрация начнется нескоро. В очереди на реставрацию стоит несколько легковых автомобилей. Думаю, что начало работ по этой машине мы увидим не ранее, чем через год.



А на этом у меня все. Спасибо, что дочитали до конца, надеюсь, вам было интересно!



При написании статьи я использовал следующие источники:


1. Группа "Автомобили СССР" vk.com/cars_from_ussr


2. Фототрак. Карточку раз: fototruck.ru/photo/3862 и два: fototruck.ru/photo/68237



P.S. На Пикабу я зарегистрировался только сегодня, основную деятельность я все же веду ВК тут: vk.com/cars_from_ussr Лонгриды мы не пишем, лишь краткие очерки. Если интересуетесь историей нашего автопрома — можете зайти, почитать. Узнаете много нового и главное, без купюр!

Автомобили из СССР

147 постов1.1K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Приветствуются:
• Грамотная речь, спокойствие, адекватность

• В случае, если делаете какие-либо спорные утверждения -- старайтесь ссылаться на источник.
• Помните о старой мудрости: "Всё, что я знаю, так это то, что я ничего не знаю". Не делайте безосновательных утверждений и проверяйте информацию.

• Вы можете присылать свои фото к публикации в разделе "Предложить новость", но не надо оффтопить ими в комментариях)


Не приветствуются:

• Нецензурная брань

• Безосновательные хамство или агрессия

• Употребление специфических сленгов

• Бессмысленные, бесполезные комментарии

• Спор без аргументов

91
Автор поста оценил этот комментарий

Мне довелось в свои молодые годы поработать уже на модернизированном варианте – на КАЗ-608В. Что я хочу сказать – по технической части это абсолютно Зил-130, совершенно верно, все агрегаты, кроме кабины и гидроусилителя руля те же самые. Но кабина-а-а! По сравнению с Зилом это просо дворец! И поскольку работал я в автобазе, в которой было много дальних рейсов и командировок, то преимущества этой кабины перевешивали все остальные недостатки «грузинского чуда». В конце концов, качество заводской сборки сказывается только первые год-два, дальше состояние машины целиком и полностью зависит от водителя и ремонтной базы. Честно говоря и по большому счёту, советские автомобили были плохие ВСЕ! Все нуждались в изначальной доводке а потом в постоянных ремонтах, ресурс и качество комплектующих были низкие.

Поэтому я считаю глупым и необоснованным заявление о том, что от Колхид так сильно пытались избавиться. Пытались и от Зилов избавляться, если появлялась возможность перейти на дизельный парк – МАЗы и Камазы, но в СССР всё прописывалось «сверху» по разнарядкам, и автопарки получали то, что им выделялось по планам и разнарядкам.

Вот, кстати говоря, где был реальный лютый пиздец, так это идущий тогда с ней в комплекте полуприцеп КАЗ-717 – двухосный, г/п 11,5 тонн. Крутило его как пластилиновый, борта гремели, колёса горели, а тормоза или клинили намертво, или не держали вообще. Доходило до того, что водители... отключали тормоза на прицепе и пользовались только тормозами тягача, ежеминутно рискуя «сложиться» и потерять управление.

С «моей» Колхидой была история тоже достаточно весёлая... На ней как раз однажды измученный клинившими тормозами водитель взял да и отключил тормоза на полностью гружёной «шаланде». А в пути случился дождь, длинный спуск, внизу мост, какая-то экстренная ситуация, водитель пытался тормозить, и как результат тягач сложился с прицепом, автопоезд закрутился по дороге и... рухнул с моста. Дальнейшее можно назвать чудом – колёса прицепа зацепились за мост, бампер тягача упёрся в землю, и весь состав, моментально естественно разгрузившись, повис на мосту в вертикальном положении. Водитель, над головой которого только что просвистело в кусты 11 тонн ящиков с грузом, отделался лёгким испугом, вообще не пострадал! Чего нельзя сказать было о «ласточке» – удар бампером в землю не прошёл даром – у машины сломало раму, немного помяло кабину и спереди, и сзади, ну и конечно выбило все стёкла (два или три достаточно тяжёлых ящика даже очутились в кабине внутри, так же чудом не задев водителя).

Машину потом доставили в гараж, водитель уволился, и долгое время машина ржавела на «дальнем дворе», потому что была она почти новая и списать в металлолом её было нельзя, а восстанавливать никто не спешил браться – ремонт там предстоял долгий, нешуточный, платили водителям на ремонте мало, у слесарей тоже работы хватало. Но проблему начальству надо было решать... А мне тогда только-только стукнул 21 год, работал в парке третий год на самосвале и по статусу своему на такую машину «рылом не вышел» – молодой. категории «Е» нет (тогда, правда, с этим особо не заморачивались, категории только-только появились, и их у многих ещё не было). Но самое главное – машина эта считалась «денежной», на прицепах хорошо платили, и поэтому у нас в гараже работали на них в основном старые водители, а молодые должны были ещё дорасти. Но машина стояла разбитая, и никто из старых водителей делать её не спешил. И вот тут случилось ещё одно маленькое чудо – мне удалось без взяток, пива, кредитов и смс уговорить начальника колонны закрепить машину за мной. Как у нас тогда говорили «отдать машину» мне. И понеслось – восстанавливал машину я два с половиной месяца, на чистом тарифе, то есть получая фактически один аванс, а в зарплату сущие копейки... Сделал короче, реально «для себя», и служила она мне верой-правдой целых три года, и пол-страны я на ней объездил, и зарабатывал на ней неплохо, и даже где-то нравилась она мне... если бы уже тогда не мечтал я о МАЗе.

И вот, что ещё интересно – когда приступил я к разборке аварийной машины для замены рамы, в качестве «донора» к нам в гараж пригнали из другого гаража СВОИМ ХОДОМ списанную КАЗ-608, без буквы «В», именно с такой старой кабиной, как в этом посте, и её рама была практически полностью идентична моей с буквой «В», буквально там пару-тройку отверстий понадобилось только пересверлить.

Короче, поздравляю с первым постом, и спасибо за этот пост, дали поностальгировать немножко, молодость вспомнить. Подписался.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
19
Автор поста оценил этот комментарий

Это не первое поколение, первое были КАЗ-606.

Зато у 608В были просто огромные, по 70м годам, кабины. И если поменять редуктор на "ЗИЛовский", то она неплохо работала.

Загадка:

С горы 80, в гору 100. Что это?

Ответ: температура у Колхиды.

раскрыть ветку
5
Автор поста оценил этот комментарий

Всю жизнь думал,в Кавказской пленнице ,,Колхида,, снималась.
Тут гляжу,что то не то.
Škoda-706 RTTN

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
5
Автор поста оценил этот комментарий
у деда об этом грузовике два вида воспоминаний:
1. анекдоты
2. истории о гостеприимстве грузинских товарищей, во время частых поездок за деталями. ( две кабины сменил )
5
Автор поста оценил этот комментарий
Помню я это адовое чудо.