Бекграунд.
У меня были права в Беларуси и на машину и на мотоцикл, сдавал в Минске на знаменитой улице Семашко в 2013м году. Была у меня Alfa Romeo 156, 1998 года, старичок но резвый. Три года на ней откатал пока не пришлось продать и уехать заграницу. За это время получал штрафы. И за то, что на задних стеклах были "сеточки"-затемнялки, и за то, что под "кирпич" заезжал разок. Ну а еще лишали прав один раз на 6 месяцев за повторное превышение скорости (в тот памятный раз поймали после свежего 40кеца на 63км\ч), что обуздало мой пыл и значительно исправило стиль вождения в дальнейшем (ибо как сейчас понимаю, водил я отвратительно и опасно).
Еще был мотоцикл был Suzuki GS500 - этакий "типа спорт" по виду, на самом деле больше турист - как по огромной массе, так и по полу-прямой посадке. Разве что обтекатели были "агрессивного вида" :) Отлично откатал на нем два сезона (в основном еще и с пассажиром сзади), получил массу опыта и впечатлений.
Мой опыт обучения в Минской автошколе.
Записался в школу "Спецавтошкола" (saspdd.by) на курсы выходного дня - то есть суббота и воскресенье, с 9 до 13. Итого - 8 часов в неделю. В течении четырех месяцев. Первые три месяца - чисто теория в классе. Потом последний месяц - вождение.
Поясню что такое "Теория" - это ты сидишь в классе, как школьник, с конспектом и книжкой ПДД. А преподаватель идет и объясняет каждый пункт. Показывает на доске с машинками и перекрестками как тебе нужно проезжать. Проводит опросы в начале занятия как ты усвоил прошлую тему. А в конце такого занятия - встаем и дружно идем за компьютеры, где проходим тесты. Очень много тестов, по каждой теме просто по 20, 50 и иногда больше вопросов. Эдакое закрепление материала. Учитель же наш был крут - он шутил, разбавлял нудные термины и правила, вызывал на оживленные дискуссии\споры, так что в основном никто не засыпал (даже те кто "за корочкой"). Очень колоритный персонаж! Кстати, на фото снизу его немного видно.
Ну и с последнего месяца начинаются часы вождения (их около 50, кстати) - в дневное время, я обычно брал самым ранним утром. "Вождение" состоит из двух частей - занятия на автодроме и поездки по городу. Если ты совсем неопытен - то сначала научат стартовать и передвигаться по автодрому (или окрестностям). На самом автодроме ты учишь рутину - заезд в гараж, параллельная парковка, развороты, чувствовать габариты машины. Нудно, но, как говорится, повторение - мать учения. Дальше - выезды в город, стартуешь и едешь как скажет инструктор. Отработка маневров, разбор разрешенных мест для поворота\парковки\остановки\тд. Парковка, в том числе и параллельная. Инструктор (у меня вел Василенко С.А.) был пунктуален, приезжал всегда заранее. Не хамил, был строг но достаточно корректен. Не заметил за ним махинаций в бензине и прочем, да и вообще программой я был доволен, откатал все то, что было положено. К экзамену в ГАИ нас как к таковому никто не готовил, в смысле не затачивал под "сдачу" по конкретному маршруту. Я ни разу не ездил по экзаменационному маршруту около Семашко, только в день самого экзамена нас собрали всех в машине и пачкой прокатили один-два раза по маршруту обозначив самые сложные места.
Некоторые школы предлагают чуть другие пакеты обучения. К примеру "Минсксанавтотранс" у себя на сайте пишет:
170 часов теоретических занятий и 50 часов практических занятий при подготовке на категорию “В”;
Стоимость обучения - обычно порядка 250-350уе. Хотя, думаю, можно найти как дешевле так и дороже.
Резюмируя:
Кто хочет научиться - ему разжуют, положат в голову и вдолбят знания. После выхода из школы ты точно будешь знать как ехать и реагировать в этой конкретной ситуации, какой бы она ни была. Ты будешь знать ПДД, очередность проезда и свои гражданские права при встрече с сотрудниками ГИБДД. Ну, а кто хочет "получить корочку" - тому покажут минимум и натренируют как мартышку на сдачу экзамена.
Все как в абсолютно любом учебном заведении. Кто за дипломом, а кто за знаниями и умениями
Дороги\вождение в Минске
Вообще раньше мне было не с чем сравнивать - заграницу не ездил особо (максимум Паланга\Друскиникай), тусовался только в Минске и иногда Могилеве. Сейчас же, пожив и поездив в Лондоне на мотоцикле и машине, накатав десяток-другой тысяч километров, думаю, уже могу хоть немного сравнить.
Как мне кажется, в Минске про водителей\вождение можно сказать следующее:
1. Подавляющее большинство водителей знают ПДД.
Громкое заявление, да. Хотя в тоже время многие оказываются не готовы к неожиданным\спорным ситуациям и руководствуются мифами или городскими легендами - к примеру, "помеха справа" - один из любимейших аргументов в любом споре. Но от утверждения не отказываюсь - почти все водители знают приблизительно сколько метров от перекрестка нужно оставить при парковке (уж по крайней мере что нельзя вплотную это делать), как проезжать перекрестки и у кого преимущество при выезде с главной, что значит "вон тот странный знак с жирной полосой уходящей снизу вправо".
Соблюдают ли они эти правила - совершенно другой вопрос.
2. Водители неуважительно относятся друг к другу.
Я думаю, отчасти потому, что правила строго обозначены и пропустить кого-то в свой ряд - ни ни! У тебя же есть преимущество! А подождать пока кто-то развернется в узкой полосе? Нет, скорее поднажать, что бы не дать ему тебя задержать на десять секунд. Все действуют четко по правилам и про себя оправдываются "у меня же преимущество!"©, хотя по-человечески нужно было бы пропустить человека в правом ряду, которому уже вот вот налево поворачивать, или вот того бедолагу, который пытается выехать со двора на оживленную улицу.
3. ГИБДД на дороге - это красная тряпка и скачок адреналина для большинства.
Любой сотрудник органов - это априори враг. Ты будешь с ним спорить, не соглашаться, а при обычной проверке документов начитавшись статей и обсмотревшись ютюба - начнешь спрашивать причину остановки, не отдавать документы им в руки, показывая через стекло и прочее прочее. Война с гос.органами - это ИМХО вообще в крови у каждого белоруса. К слову, появилась она не на пустом месте.
4. Каждый светофор - это имитация драг-рейсинга.
Каждая поездка - это гонка на время. Да, водители любят ускоряться выжимая почти все из машины, часто - просто что бы встрять на следующем светофоре. Любят превышать всегда и везде. Чего только стоит общепринятая норма держать +10 к скоростному лимиту, а у некоторых "+19"? На МКАД же левый ряд для тех, кто едет +20 и больше. Ну и клеймо "тошнот" - колоритная особенность белорусских дорог.
5. Парковка не по правилам - это норма.
К сожалению, все поголовно думают, что если нет парковочных мест в прямой видимости - значит нужно поставить свое авто в любом месте, главное что бы поближе. Газон в кашу? Пофиг, я в резиновых сапогах! Стал около перекрестка? Ой, да выедут как-нибудь. Загородил ворота? Я же на пять минут! Таких каламбуров масса, а тех, кто борется с нарушителями - таких само общество изживает, выставляет на потеху и иногда физически устраивает расправы.
Дороги?
Качество дорог отличное в самом Минске а так же всех крупных магистралях, достаточно приемлемое в крупных городах и откровенно плохое либо вовсе отвратительное в остальных частях страны. Когда я еду по Минску - то не волнуюсь за свою подвеску или колеса. Покрытие в основном ровное без особых ям. Трассы к крупным городам - почти все новые и скоростные. Но когда заезжаешь в Могилев, к примеру, то сразу понимаешь, что такое ужасные дороги. Ямы, они везде, просто виляешь из стороны в сторону, уходя от "мин" и противотанковых рвов. Лужи, грязь и отсутствие дорожного полотна уже в черте города - вот реальное положение дел.
В целом, все зависит от двух факторов - как часто туда ездит президент и когда последний раз там были "Дожинки" :)
Итак.... Что же в Англии?
Сначала я катался на мотоцикле (небольшой городской шустрило Yamaha R3), по еще старым правам, они были действительны в течении года с момента въезда в страну. Потом – нужно получать права с ноля, предыдущий стаж и опыт никого не интересует, если ты не из ЕС или содружественных стран. По этому сдаешь экзамен и теоретически и практический. В интернете говорят, без предварительно практики с инструктором сдать почти нереально. Я в принципе, не пытался, т.к. осознавал, что инструктор будет очень полезен в плане объяснения всех местных нюансов, а так же обязательно опыт вождения нужно получить именно местных дорог.
Дороги – хорошего качества, в Лондоне практически нет четких границ городов, но объездил почти полностью SW\TW\NW часть и ни разу не смотрел на дорогу, как на источник опасности (для колес, подвески и вообще спокойствия). Да, заплатки случаются, да иногда что-то постукивает, но мало и не критично. Так же примерно обстоит дело куда бы ты не поехал по стране. А вот трассы (моторвей) – тут могут отличаться по качеству очень и очень сильно. Нет, ям тут не будет, но зачастую они “бетонки” и имеют жесткие стыки плит, что делает поездку локальным адом из-за шума внутри машины. Вообще дороги на 70% шумные и старые, мало участков с действительно тихим покрытием. Разница в звуке внутри машины примерно как ехать на лыжах по снегу и на санках по асфальту.
Получение прав.
Итак, сразу же немного шокирующих фактов:
1. Автошкол в привычном нам понимании тут нет и она не требуется при сдаче экзаменов. В РБ же школа практически обязательна.
2. Не нужно наличие мед.справки. Если ты псих и хочешь водить – вперед, дружище. Главное, что бы номер прочитал у машины с 10ти метров. Непроизвольно сокращается нога и можешь случайно давить на газ каждый раз? Нет проблем! Часто теряешь сознание на пару секунд? Ой, таки ты годен. Утрирую, но все же 😉
3. “Инструктором” может быть любой водитель старше 21 года со стажем более 3х лет, причем на любой машине. Т.е. нет правила о “дублирующих педалях”, можешь учиться ездить со своим отцом\братом\другом.
4. Автодромов практически нет и никто не учится маневрированию. Первое занятие – и сразу в бой на общие дороги.
5. Так как автошкол нет,то и правила никто не учит. Именно. Никто. Не. Учит. ПДД. Вообще! Есть The Highway Code на 500 страниц, но его никто в жизни не открывает. Все сводится к тупому мартышко-накликиванию тестов ПДД на телефоне.
Итак, ты юный подаван, хочешь учиться водить. Первое что нужно сделать – получить права. Ага, каламбурчик. Что бы получить свои первые права, заполняешь форму, по почте отправляешь свои фотки, другие данные в DVLA (назовем это “ГАИ”) – и они присылают тебе права (так же по почте)! Т.е. с ними ты уже можешь водить! Правда это Provisional Driving License и на них наложены ограничения – к примеру водить нельзя по автотрассам (это уже скоро разрешат кстати), еще обязательно нужен всегда “инструктор” с тобой в машине и т.д. Что бы снять эти ограничения и получить полный права – нужно сдать теоретический экзамен и практический.
Provisional Driving License SAMPLE taken from www.nidirect.gov.uk
Как проходит теоретический экзамен.
В принципе, я уже это рассказал выше - нужно сдать тест на компьютере который включает в себя часть А и Б.
Часть А - это вопросы с ответами. Причем очень легкие вопросы и всего 1 верный ответ (привет тесты РБ с множественными вариантами ответа). Большинство вопросов очевидны. К примеру "кого больше всего стоит опасаться в ветреную погоду: а) машин б) грузовиков в) велосипедистов г) пешеходов". Думаю понятно, что велосипедистов, т.к. их очевидно сносит ветром, да и вообще этих самоубийц на дорогах стоит всегда опасаться.
Часть Б - интереснее. Это видеоролики, с различными симуляциями дорожных ситуаций. Качественные анимации, почти как настоящие видеоролики. Идея в том, что в каждом ролике есть некие "опасные" ситуации и чем быстрее ты кликнешь, заметив оную - тем больше баллов получишь. От 5 до ноля. Они тоже достаточно очевидны - к примеру видишь грузовик стоящий с открытой задней дверью - будь готов кликнуть, так как из-за него выйдет рабочий с коробкой. Эти ролики есть в большом количестве в любом приложении с теорией и очень сильно помогают при сдаче. В общем, сдать очень и очень легко. Лично я начал готовиться к теории за месяц до сдачи оной и уделял этому по 20-30 минут перед сном, причем далеко не каждый день.
После получения сертификата о прохождении теории, он валиден еще два года (!).
Теперь о практике.
Как говорилось выше, практику местные могут проходить хоть с дядей Васей, хоть с другом на заднем сидении. Главное что бы был в машине кто-то старше 21 года и с правами старше 3х лет. Ну и наклейку "L" наклеить придется. Школы же как таковые тут не делают ничего кроме как предоставляют водителя и машину. Машина от "автошколы", кстати, приезжает к тебе домой и отвозит туда же. Это дефолтный сервис везде. Стоит такое удовольствие - 25-35 фунтов в час. По теперешнему курсу около 33-47уе в час. Если сравнивать обычными 50ю часами у Минских школ, то этот пакет в Англии обошелся бы мне в среднем в 1800уе! По этому лично я взял 10 часов за 350 фунтов, что, учитывая мой трехлетний стаж в РБ и мотопокатушки в Англии до этого, было вполне достаточно. Что делать новичкам - не знаю, выбор невелик - либо платить такую конскую стоимость обучения либо просить\искать друга\брата\т.д.
Экзамен по вождению.
Сдаешь один. Только ты и экзаменатор. Ну и у инструктора есть выбор - ехать с тобой на заднем сидении или нет. Мой остался ждать снаружи :)
Экзамен проходит в городе. Садишься в машину - и поехали. Маршруты не знаю есть ли заранее оговоренные или едешь куда захочет инструктор. Подозреваю, что все же они условно-рандомные. Так как экзамен ограничен по времени, а точка старта определена жестко, вариантов не так и много.
Идет сам экзамен минут 30-40 и обычно имеет две части - свободное вождение и вождение по навигатору.
В первой части он говорит тебе куда ехать - и едешь по знакам. К примеру "На следующем круге поверни к Leatherhead." Вторая часть - с навигатором, задается точка на навигаторе и ты едешь по нави, экзаменатор всегда молчит.
Помимо этого обязательно будут некоторые элементы маневрирования - к примеру обязательна парковка, может быть как параллельная, так и в слот на парковке у крупного магазина. Обычно еще пару раз просят остановиться по ходу маршрута. Кстати еще есть маневр "экстренная остановка", где инструктор, заранее выбрав момент и предупредив, даст сигнал рукой. И ты должен нажать со всей дури на тормоза. Ну... вот такой вот маневр.
Так же обязателен один вопрос про машину. Из разряда "как включить дворник"? Как обогреть заднее стекло? Как проверить уровень охлаждайки? И т.д. То есть что-то что связано с проверкой машины перед выездом.
Если экзамен успешно сдаешь - тебе дают сертификат о сдаче и ты с ним УЖЕ можешь начинать водить машину, главное его с собой носить до получения реальных прав (опять же по почте пришлют в течении 4-6 недель).
В целом, экзамен достаточно простой. Допускается 15 минорных ошибок. Но не должно быть ни одной грубой ошибки. Минорная - не включил поворотник, не там чуть припарковался, не ту передачу включил, долго стоял на перекрестке замешкался и так далее. Грубая - ну в принципе все, что может привести (или привело) к аварии. Например не посмотрел в обе стороны когда выезжал со второстепенной, слишком разогнался и значительно превысил скорость или проморгал опасность и пришлось аварийно оттормаживался. Насчет парковки - тут все реально проще, ведь разрешается сколько угодно раз корректировать позицию, главное что бы по итогу ты правильно стал. К примеру видишь, что при параллельной парковке слишком резкий дал угол - выехал немного вперед, подкорректировал морду, заехал как положено. Или паркуешься в боковой слот - не удалось сразу стать, не беда, сдай назад, подправь морду и заедь ровно!
Резюмируя:
Сдача на права очень и очень проста, я сдал с ноля и до полной лицензии примерно за месяц-полтора, можно было бы и быстрее, но даты экзаменов нужно было бронировать заранее, а они все расписаны надолго вперед.
Итого касаемо прав и правил
Суммируя вышесказанное и добавляя опыт вождения тут - вот своеобразные выводы про ситуацию на дорогах в Англии:
1. Получить права - легко, но реально дорого.
Наличие Provisional прав иногда попросту ставит под вопрос необходимость получения полных прав. К примеру доставщики пицц все как один ездят на таких L правах - тупо потому, что скутеры и мотоциклы до 50 кубов можно водить вообще ничего не сдавая.
2. ПДД никто не знает.
Школ нет, теоретический экзамен напоминает ребус для второклашек всего с одним вариантом ответа. Как результат - ПДД как таковые остаются нетронутыми и все что ты узнаешь - будет в лучшем случае от инструктора, а в худшем - от дяди Вени, который привык поворачивать из правого ряда налево, потому что "он всегда так делал и ничего страшного не случилось". Но все равно максимум, что объяснит инструктор, что парковаться нужно на высоком бордюре, а на низком нельзя и что там где двойная прерывистая - там выезд из двора, а заезжать нужно со стороны одинарной. Все, никто не объяснит очередность проезда перекрестка, никто не скажет где нельзя разворачиваться и т.д.
4. ПДД почти не нужны.
Вот как-то так, да... То, что никто их не знает... здесь уравнивают тем, что ВСЯ информация, которая тебе нужна для вождения - она ВОКРУГ тебя. К примеру, если вы выезжаете из двора на основную дорогу, то увидите: а) знак ограничения скорости на впередиидущей дороге б) знак приоритета - "GIVE WAY" треугольник или "STOP". в) двойную прерывистую линию разметки г) направление движения (или запрет на поворот куда-либо) ... и т.д. и т.п. То есть практически все указания к действию на разметке и знаках. Очень очень мало правил, которые действительно нужно знать. Я бы смело отнес это к минусам, но об этом ниже.
5. ПДД нечеткие.
Правила в РБ достаточно строгие и хоть иногда могут истолковываться по-разному, но в целом - это достаточно подробное и детальное руководство к действию на каждую ситуацию. Начиная с того, как тебе повернуть, заканчивая тем, где можно припарковаться, а где нет. И ты должен все это помнить. Здесь - правила порой достаточно расплывчаты. Пример из Теоретического Экзамена. Итак, перекресток 4рех дорог. Машины едут по каждой из них, знаков и разметки нет. У кого преимущество? Ответ - ни у кого! При этом как проезжать - не рассказывается. Еще пример. Тут очень любят делать на светофоре 3 полосы - две вперед, одна направо. И после перекрестка - сразу же одна полоса. И меня жутко бесит каждый раз очередность проезда. Оно тут должно работать "по принципу Zip-Zap" - то есть один с одной стороны, второй с другой стороны и так далее. На практике - хаос и у кого морда наглее, тот и лезет. А кто попипикает - вообще вне очереди пролезет.
P.S. Как-то мало фото, получится один текст полотном практически, в общем, обычно фото выкладываю тут: https://www.instagram.com/stasgrin