Доброго времени суток. Хочу бросить в копилку историй о работе свою, а что бы она смотрелась более логичнее немного введения. Никаких имен, дат, геотегов, ровно как и не претендует на горячее, холодное или десерт - просто история.
Преамбула
Связать свою жизнь с железной дорогой я решил после 9 класса, так уж получилось, что дальше держать в лицее, где я учился меня не хотели и решение пришло как то внезапно. Работать почему-то захотелось помощником машиниста электровоза, даже не знаю почему, но тепловоз казался для меня чем-то сложным. Поехал поступать в технарь, не поступил. Пошел в шарагу по той же специальности. Через три года на руках диплом. Было решено попробовать поступать в ВУЗ. Абы какой, тупо для диплома, не хотелось и я решил попробовать свои силы дальше. Ближайший жд ВУЗ, который соответствовал минимальным требованиям, от моего поселка (-далее местечко) был за 900 км. Поехал поступать и с горем пополам поступил на платное. С первого курса, начал думать наперед, где работать буду и старался практики проходить на разных дорогах, благо была такая возможность..был на Красноярской, Западно-Сибирской, Свердловской ж.д., на бОльшее не позволило время обучения. Во время серфинга по дорогам познакомился со своей будущей женой, которая жила за 900 км. от учебы и за 1800 км. от местечка. Я был в эпицентре событий и по сути, по окончании обучения, мне было все ровно куда ехать жить эту жизнь. Своего рода буриданов осел. В связи с предстоящими изменениями в личной жизни серфинг было решено остановить на депо, где проживала моя будущая супруга. Сходил в депо, поговорил с замом начальника депо по кадрам (-далее ТЧЗК), попросил гарантийное письмо, что они меня на работу возьмут после окончания, обговорил с ним вопросы, как молодого специалиста, основной упор на жилье делал, мол город новый, планы большие..нужна помощь на становление. Что удивило, меня не спросили кто я, где учусь, какая специальность...попросили оставить данные ВУЗа и ФИО. К тому моменту я обучался на четвертом курсе, который стал переломным, по нескольким событиям и один из них препод, который предложил написать диплом заранее. К слову, высказал предложение он всему потоку, набралось добровольцев с десяток, до конца дошел я один. На пятом курсе диплом был готов, а второй семестр пятого курса был полностью отдан написанию диплома. Вырисовывалась перспектива целый семестр пинать болт. До защиты нужно было узнать номер приказа, он в шифре титульника фигурировал, сдать ГОСы, пройти распределение, хотя у меня письмо было, но все равно формальности.
Фабула
Все это мешало не помешало уже в конце первого семестра 5 курса, создавать свой будущий очаг, где есть все что нужно: квартира (пока съемная), работа (пока туманные перспективы), любимый человек рядом. Энергия била ключом, я был готов горы свернуть. На пол года ранее заявленного срока я опять наведываюсь в депо, где с тем же ТЧЗК веду другие разговоры. Я прошу принять меня на работу, на любую профессию, так сказать, для ознакомления с будущим местом работы. Реально был готов везде работать. К тому моменту были корки: проводник, ПЭМ, ПМ тепловоз, электровоз, слесарь ПС 3 разряд, слесарь-электрик, диплом бакалавра (не на руках был) правда опыта работы было маловато по всем фронтам. Сказал я ему про одно НО, раз в месяц мне нужно будет уезжать на неделю в ВУЗ, что бы решать проблемы (ГОСы, распределение, защита), а по окончании нужно будет на свою свадьбу уехать в местечко, на неделю. Он проникся, сказав, что на инженерную должность сразу взять не сможет, без диплома, но как будет диплом, то сразу же. Определились, что до окончания обучения, он берет меня на тепловоз, а как только у меня будет потребность отлучится в ВУЗ то - NO PROBLEM. В первый раз нужно было отлучится на неделю, когда выпустили приказ о защите (или как там его). Проблем действительно не было никаких, написал заявление за свой счет, отпустили без лишних слов. Второй раз на неделю нужно было сдавать ГОСы, начались проблемы, мол давай-ка милок в счет отпуска бери. Ну я без левой мысли написал в счет отпуска. ГОСы сданы, впереди распределение. Опять на неделю и опять в счет отпуска. Ну да бог с ним, в первые лет 5 на отпуск не рассчитывал особо. Где-то между этими событиями я зашел к ТЧЗК и поинтересовался про льготы для молодых спецов, попросил ознакомится. Он вроде не отказал, и даже на печать пустил, но принтер, зараза, все зажевал у меня на глазах. Я предложил на флеш перекинуть Положение, но меня снова ждала неудача в виду того, что это очень секретные данные. Заверив меня в очередной раз, что льготы молодого специалиста, за мной сохранятся в полном объеме, он обещал при следующей встречи ознакомить меня с Положением. Ну да и ладно, мне человек сказал: а) ТЧЗК не последний чел. в депо; б) сказано было повторно. Мне этого хватило. До защиты мне нужно было еще один раз съездить в местечко, подать заявление в ЗАГС, снова на неделю. И вот кульминация - защита. Я пишу заявление на три недели (или на месяц, не суть). В голове четкий план: еду на защиту, затем на свадьбу, затем возвращаюсь на работу. На заявлении, вижу резолюцию начальника депо, что тот не возражает и спокойно готовлюсь. Так как сее действо являлось частью плана, то все было рассчитано заранее - заявление было написано за месяц, старшего нарядчика предупредил за неделю, что бы вдруг неожиданностью не было ни для кого. Билеты взял на субботу, вечер, а в пятницу, прибыл в дневную смену, где мне старший нарядчик озвучивает, что мое заявление на отпуск аннулировали и меня не отпускают на защиту диплома. Ситуация мягко говоря - дрянь: с 8 утра до 8 вечера я на смене, завтра суббота, никого не будет, а в субботу вечером поезд, в понедельник утром консультация перед защитой, последовательность цепочки нельзя нарушать. Я, с локомотива, звоню ТЧЗК и объясняю ситуацию, мол это Лёлик и мне нужно посоветоваться с шефом. ТЧЗК включил *банутого и все мои возражения парировал простыми и ясными как день фразами, типа - по телефону трудно сказать, нужно личное присутствие. На все мои доводы, что в пн я не могу прибыть к нему на дебаты, отвечал риторическими ответами, типа - ваши проблемы.
План созрел не сразу: пишу два заявления и оставляю будущей супруге: одно на отпуск, второе на увольнение. Инструктирую будущую супругу: мол утром придешь и положишь на стол, какое подпишет, так и будет. В понедельник, после всех процедур звоню будущей супруге, далее с ее слов: *прихожу к нему, он спрашивает где сам? я хочу заглянуть в его ясные очи. Отвечаю, что на защиту диплома уехал. Он очень удивился и очень возбужденно спросил, мол он же на очном учится, кто его на работу взял? я сказала что вы и взяли. Заявления ни какие не подписал* Звоню ТЧЗК, говорю, мол что делать будем? я в вузе, на защите, на работе у меня прогул получается..он сказал, что бы я ему прислал по факсу справку-вызов, там тогда видно будет. На сколько я знаю справку-вызов дают только заочникам, на что ТЧЗК сказал лаконично: нее*ёт! Иду к декану, он мужик нормальный, объясняю ситуацию. Декан недолго думая говорит, напишем справку. Через 10 минут с факса деканата справка ушла, а еще через 5 минут у меня состоялся еще один телефонный разговор с ТЧЗК. Суть его сводилась к следующему - как защитишься, приезжай сразу, покажешь результат (диплом). Я начинаю говорить про свадьбу и понимаю, что меня просто не слышат. Приезжай и покажи ему и тчк. Защитился. Пришлось делать крюк длинной в 900 км, благо, что не пешим ходом. Еду в депо, показываю диплом. Тот изучает каждую запись, старательно, после чего говорит, мол убедил, я сейчас позвоню заместителю начальника депо по эксплуатации (далее - ТЧЗЭ) и можешь работать дальше. И тут сказал фразу после которой мне стало не по себе: мол на тебя льготы молодого специалиста не распространяются т.к. я не по целевому направлению был...что-то в этом роде. Что-то во мне щелкнуло, но я не понял тогда что именно. Среди прочей болтовни я поинтересовался как мне быть со свадьбой? ТЧЗК сказал, что обсудит этот вопрос с ТЧЗЭ и направил меня к нему. Я пришел в логово ТЧЗЭ, где будучи осведомлённым о моих проблемах он вызвал старшего нарядчика и сказал примерно следующее: вот перед Вами парень, с завтрашнего дня и до 6 числа мы его эксплуатируем как хотим и куда хотим, с 6 по 16 число его не трогаем - у него свадьба, с 16-го до конца месяца мы снова его эксплуатируем как хотим. Я молчал, тем самым принимая условия лицензионного соглашения, нарядчик удалилась переваривать полученную информацию, а мне было велено явится на следующий день с утра, во исполнение его коварного плана. На следующее утро, в депо, я застиг следующею картину: был разбор какого то случая. ТЧЗЭ орал как резаный и под конец велел машинисту написать "заявление без даты", после сего бросил заявление в ящик стола, машиниста отправил за дверь. Дальнейшая судьба машиниста мне неизвестна, меня интересовала своя. Резко поменявшись в настроении на приятельское, на меня посыпались шутки из репертуара Петросяна: - сегодня у меня для тебя интеллектуальная работа - сказал он. Под тракционными путями щебень выгребать. В лучших традициях жанра мне показали откуда выкапывать нужно и до конца смены. Точно не помню, что надо было делать, помню что тяжко было, временами давали в помощь бойцов. Основную часть срока меня направили в место под условным названием - "бункер", там собирали всех косячников, типа исправительной бригады, что ли? хотя работники, которые там работали были с определенной колонны, но не все. Я там знал одного машиниста, как знал? знал его историю появления там - при маневрах жестко сцепился то ли с дефектоскопом, то ли со штабным вагоном уже не вспомню, с соседней колонны машинист. Там, в вагоне, то ли телек, то ли еще какая техника поломалась в результате жесткого сцепа. Первое, о чем меня спросили - что я накосячил? Я даже не знал, что ответить и ответил просто - ничего не косячил, со стороны выглядело очень даже мило - просто так наказали. Работали вроде только ночью. Наряд на ночную работу - подготовка локомотивов к ремонту, выставление их на ремонтные позиции. Выглядело весьма забавно: брали первый попавшийся тепловоз и им маневрировали...ни путевого листа, ни сдал-принял смену/солярку/инвентарь. Я вроде как составитель был. Хотя медика проходили до и после смены, а машинисту, возможно, отдельно подсказывали каким локомотивом работать, но в классический сценарий, когда бригаде дежурный по депо озвучивает локомотив, или на станции постоянным работали, не было. Кроме работы в бункере, запомнилось две ситуации: Первая - звонок нарядчика, завтра на смену, смена была в пассажирском движении, пригород, что само по себе для меня не характерно было. Ни до, ни после ничего подобного не видел - тепловоз ТЭМ-2, два пассажирских вагона и 40 км до оборота, десяток станций по пути. Там в тепловозе ждали 4 или 6 часов, затем обратно. Как-то так. Я машинисту говорю, мол ни профиль, ни станций, ни разрешенных скоростей по перегонам не знаю, регламент выполнять не смогу. Дублировал что видел, интересно было, обошлось без происшествий. Вторая - в ночь посылают работать на станцию, на которой нет разрешения работать, а хотя меня это уже перестало удивлять. Прихожу, машинист в локомотиве, в машинисте узнал машиниста-инструктора соседней колонны. Говорю, мол так и так - ТРА, характера выполняемой работы не знаю, регламент выполнять не смогу. Тот быстро объяснил ситуацию - не нужно регламента, расслабься.. В ходе разговора выяснилось, что у него в колонне жестко не хватает машинистов, приходится работать и за себя и за того парня, а из ночи, в ночь в одну каску нельзя. Вот и меня туда послали одно нарушение закрыть другим. Вроде так. Вообщем энтузиазм работы гас. На следующий день после свадьбы, уже на семейном совете было принято решение резко менять все планы и перебраться в местечко, там хоть угол есть собственный. Перспектива лезть в ипотеку не радовала. Пошел к ТЧЗК, говорю мол так и так, раз льгот нет, я решил увольняться, сразу же после выполнения своей части уговора - месяц доработав на специальных условиях. Тот сразу же сменился в лице, впрочем гнев на милость сменить у него получилось не на долго. В то короткое время, он предложил мне должность инженера-технолога - я был тверд в своем решении, тогда он перешел в свое обычное состояние - орать. Он начал высказывать мне, про то какой я плохой и в конце сказал фразу из за которой я опешил...что ли, он сказал: "...ты снял все сливки, а теперь уходишь.." Подумать даже невозможно какой именно смысл он вкладывал в свои слова??! Будучи не силен в метафорах, я так и не понял, что он имел в виду. Молча пропустив весь шлак через себя, через какое то время он все же согласовал заявление. И тут, на последочек, вылезает нежданчик - я выбрал весь отпуск за период и остался должен почти уже родному депо. При увольнении мне оставили половину удостоверения, оно дорого для меня как память о веселом времяпрепровождении. Приехав в местечко я снова просчитался и не единожды, но это уже другая история, нисколько не веселая, как эта.
Даже и не знаю почему я так уцепился в это Положение о молодых спецах. Но финальную точку поставило наплевательское отношение со стороны руководства: в ту роковую субботу, с утра, я все же выловил начальника депо, объяснил ему всю ситуацию. В глазах его была пустота и решать какие-то проблемы он явно был не в настроении. -"..приходи в понедельник, будем разбираться" - подытожил он в конце. Справедливости искать уже было негде. Что самое печальное со временем я стал привыкать к такому отношению и это стало нормой, как и моя реакция на него. Всем удачи.