Войти
Войти
 

Регистрация

Уже есть аккаунт?
Полная версия Пикабу
bogatr  
Пикабушник 8 месяцев 5 дней

Безопасность в отношениях. Как Вы понимаете это?

в

Пост в Лигу психотерапии.

Как Вам эта статья? Для Вас важна безопасность в отношениях?  Что предпринимаете, чтобы ее создать?

Безопасность в отношениях. Как Вы понимаете это? безопасность, психология, отношения, мужчины и женщины, длиннопост

Для меня безопасность - очень интересная штука в нашем обществе. Приведу простой пример - как-то я ехала с таксистом, который, как многие в Москве, жил на кофеине, чтобы накопить на квартиру. Ну и он высказался в духе - "Обидно, если жена уйдет, и все ей останется". И тут я вляпалась: сказала что-то вроде: "Но вы же можете оформить документы так, чтобы при разводе все делилось пополам".

Таксист удивился, откуда у меня такая идея, и еще больше удивился, что я ровно так и живу - с раздельным бюджетом и имуществом.


"Вы просто мужу не доверяете!" - сказал он. - "Значит, у вас не любовь!". И это сказал человек, который боится остаться без жилья в случае развода с женой. То есть он свою тревогу способен выразить, но не способен осознать и позаботиться о себе.


И вот это как-то очень много где транслируется - с одной стороны, много информации про партнеров, причем довольно пугающей: люди убивают друг друга из-за наследства, живут из-за квартир, кидают на деньги, сдают родительские драгоценности в ломбард, пропивают, без спроса увольняются и начинают новый бизнес, причем порой - на деньги партнера.


То же самое с работами - людей увольняют без зарплаты, подставляют, понижают, обходят с повышением, оставляют стрелочниками и так далее.


С друзьями и родственниками - подруги уводят мужей, мамы уводят мужей, старшие братья и отцы вступают в инцестуальные отношения, люди годами пилят наследство и не отдают долги.


С другой стороны, обращать на это внимания как-то некомильфо.


То есть информация открыта, звучит, воспринимается. Но не принимается. И учитывать ее с новым человеком ты не должен.


Для меня это поразительно.


Для меня нормально доверять законам физики и химии - они меня ни разу не обманывали и не подставляли. Гравитация всегда работает, вода замерзает, сода с уксусом шипят, порошок удаляет загрязнения, а Земля исправно крутится вокруг Солнца.


Людей по умолчанию я считаю нейтральными. То есть я считаю, что, скорее всего, им нет до меня никакого дела, пока они не докажут мне обратного.


Но просто так незнакомому человеку доверять в серьезных вещах (сегодня вот мы разговаривали про обеспечение безопасности на вечеринках) мне кажется очень странным.


Например, про своего мужа я за давностью лет с уверенностью могу сказать, что если я ему дам деньги отнести в школу за учебники дочери, он именно так и сделает. Или если он обещал заплатить за ее кружок - заплатит.


Не купит на это водку, билет в театр или новый айфон, потому что ему перед мужиками неудобно.


Но далеко не все люди, которых я знаю, так себя вели.


Поэтому очень часто, когда люди говорят "почему ты мне не доверяешь?!" - мне удивительно, потому что они обычно в этот момент не сделали ничего, чтобы я могла им доверять. Или даже сделали что-то ровно обратное.


Статья взята отсюда: Психолог Адриана Имж http://imja.livejournal.com/2615511.html

Показать полностью
  •  
  • 23
  •  

Этика (часть 3)

в

Окончание (здесь 1-я часть, а тут 2-я)

Здесь можно подумать над моральными дилеммами и поотслеживать свои мысли и чувства. А также узнать, что будет, если клонировать кроманьонца. А потом почитать про то как развиваются с возрастом наши этические нормы, узнать признание автора в том какие нормы ему легче нарушить и про то зачем нам нужна этика.

Этика (часть 3) психофизиология, этика, мораль, психология, дилемма, моральная дилемма, длиннопост
Показать полностью 2
  •  
  • 17
  •  

Этика (2 часть)

в

Продолжение, начало здесь:

Во второй части Вы узнаете про то что сильнее - мораль или интеллектуальные навыки. Про эмпатию, как способность почувствовать другого, и что она строится не только на зеркальных нейронах. Почитаете про эксперимент с насильником и садистом, который способен к эмпатии и про тех, у кого эмпатия снижена.

Этика (2 часть) эмпатия, эксперимент, психофизиология, мораль, этика, психология, длиннопост

Celebrity Deathmatch

Если умный полезет на доброго, кто кого заборет?

Что круче,- интеллектуальные компетенции или высокие моральные качества? Что дает большие бонусы и преференции в жизни человека, что полезней для само-оценки, у чего в глазах социума значимость выше, какая когнитивно-поведенческая стратегия выгоднее? Если умный полезет на доброго, кто кого заборет?


О статусах группы - низкоранговая и высокоранговая. Индивидуализм и кооперация

Для субъективной самооценки человека очень важен статус группы, к которой он принадлежит. Когда имеются две конкурирующие группы с разными статусами, в случае прозрачности границ человек стремится перейти в высокоранговую. Если же границы непроницаемы, то члены низко-ранговой группы имеют тенденцию выискивать дополнительные объяснения своего превосходства, вне обычного рейтинга. Яркий пример первого случая,- из века в век повторяющийся сюжет «новых денег» и «старых денег», купцов и дворяне, нувориши и аристократы. Пример второй ситуации,- Российское государство, ставшее цивилизацией низкого ранга, предпринимает множество усилий для проговаривания и самоубеждения о превосходстве в иных сферах, не имеющих отношения к военно-экономическому статусу. Но это все справедливо для ситуаций, когда исходный групповой ранг неизменен и раз навсегда задан.

Что же происходит, когда возможно изменения рейтинга и группового, и индивидуального? Перед человеком встает выбор между двумя принципиальными стратегиями. Можно сделать выбор в пользу индивидуализма, и повышать персональный статус, покинув таким образом группу. Можно сделать выбор в пользу коллективизма, и действовать в рамках кооперативного поведения ради повышения общегруппового ранга. Расти самому или подниматься всем миром.


Оценка навыков и моральная оценка

Кроме того, можно выделить две большие группы поведенческих норм, необходимых для повышения социального статуса (как индивидуального, так и группового). Это оценка компетенции и моральная оценка. Хотя они и не противопоставляются одна другой, между тем это 2 конкурирующие группы поведенческих нормативов. Так, высокая компетентность может с этических позиций оцениваться положительно, отрицательно или нейтрально. То есть компетенции могут быть оценены в рамках моральных суждений, но сами по себе они внеэтичны. Это навыки, умения и способности, позволяющие достигать высокого социального ранга, будь то трудолюбие, талант, целеустремленность и ум, либо же эгоизм, цинизм, вероломство и злоупотребление доверием. И наоборот,- высокоморальный поступок с точки зрения личной эффективности и успешности может оцениваться как «умный», так и «глупый». Например, порядочность и верность данному слову – умный поступок, потому что повышает степень доверия и репутацию в глазах окружающих, чем приносит дополнительные социальные бонусы, а бескорыстность и самопожертвование – глупый, потому что снижает благосостояние и качество жизни. При этом в любом варианте такое поведение оценивается как высоко этичное.


А теперь эксперимент, кто победит, стремление придерживаться моральных принципов или стремление приобрести навыки?

Что же происходит, когда 2 эти парадигмы вступают в прямой конфликт?

На эту тему проводилась серия экспериментов.


Изучалось поведение людей в группах с низким статусом. В 2х вариантах эти группы образовались искусственно,- испытуемых собирали в 2 изолированные группы (они не общались, но знали о существовании друг друга) и предлагалось выполнить ряд заданий, якобы на уровень интеллекта, память, внимание и мыслительные способности. Затем им сообщали, что группа показало результат худший, чем у в конкурирующей группе, и ниже медианы за всю историю тестирования. 3й вариант был интереснее, т.к. группа была «естественно»-низкостатусная. Эксперимент проводился в Южной Италии, участвовало в общей сложности 3000 человек. Как известно, юг Италии значительно уступает северу в уровне доходов, экономическом развитии и качестве рабочей силы, что давно служит источником социального напряжения. Южане проходили серию тестов, при этом им сообщали, что одновременно с ними эти же задания выполняет такая же группа в одном из северных городов Италии. После чего группу фрустрировали,- им сообщали, что их результаты сильно уступают конкурентам в профессиональных навыках, мыслительных способностях, объеме памяти и концентрации внимания.


В принципе, ситуация понятная, я думаю, каждый с легкостью может представить себе аналогичный эксперимент среди жителей депрессивных регионов РФ, северокавказских республик либо переселенцев из Средней Азии.


Сам эксперимент, где долго и нудно объясняется про то что моральные нормы сильнее чем стремление к получению интеллектуальных знаний

Итак, получали группу с низким статусом. Затем группе предлагали пройти серию обучающих и развивающих мероприятий, которые должны были повысить их результативность. При этом каждому участнику предлагалось самому решить, - хочет он заниматься индивидуально либо же продолжит вместе с группой. За выход из группы начислялся бонус, но при этом решение становилось известно всем прочим участникам, - то есть был как поощряющий (рациональный), так и сдерживающий (моральный) фактор.


Всем участникам предлагали внести свой голос в «общественное мнение», оценить варианты решений «покинуть коллектив и делать задания индивидуально» либо «проходить тестирование всей группой, повышая общий рейтинг». Оценка давалась от 1 до 7 по шкале «глупое решение/умное решение» и «аморально/этично». На деле конечный результат голосования определяли экспериментаторы, 2,4 по одной шкале и 6,9 по другой. Таким образом, можно было установить групповую норму поведения как «ориентированную на компетентность», так и «ориентированную на этичность».


Выяснилось, что мнение группы имеет значительное влияние на принятые решения, вне зависимости от того, решает человек действовать самостоятельно либо кооперативно. Причем групповые нормативы, ориентированные на моральную оценку, оказывает существенно большее влияние , нежели нормы, ориентированные на оценку компетентности.


Человек быстрее принимает моральные решения, человек быстрее принимает решения в пользу группы. В ситуациях, когда человек действует против «мнения большинства» и выходит из группы, - это решение дается ему легче при нормах, ориентированных на компетентность, относительно общих моральных норм. То есть когда как мнение группы заявляется – «выполнять задание всем вместе это умное решение», или когда как мнение группы заявляется,- «выполнять задания всем вместе это этичное решение», человек в существенно большей степени склонен следовать за группой, когда это признается моральным, нежели когда это признается умным.


Таким образом, при прочих равных групповое поведение для человека важнее индивидуального, а этичность важнее компетентности. В статистическом большинстве случаев добро побеждает ум, причем с большим отрывом. Даже в западной культуре, где традиционно сильны соображения индивидуализма и рациональности.

Этика (2 часть) эмпатия, эксперимент, психофизиология, мораль, этика, психология, длиннопост

Темная сторона силы


Эмпатия - это не только зеркальные нейроны.

Эмпатия как способность понимать чувства окружающих и сопереживать их как свои,- один из ключевых эволюционных бонусов человека. Я не буду рассказывать про зеркальные нейроны, предполагается, что все читатели в курсе, хочу только сказать, что эта концепция (как оно часто бывает с гипотезами, пошедшими «в народ») очень сильно ангажирована и очень сильно перегрета.

[Мое] про зеркальные нейроны: — нейроны головного мозга, которые возбуждаются как при выполнении определённого действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другим животным. Такие нейроны были достоверно обнаружены у приматов, подтверждено их наличие у людей и некоторых птиц. Гипотетически механизм зеркальных нейронов создан эволюционно для ускоренной адаптации детёныша. https://ru.wikipedia.org/wiki/Зеркальные_нейроны


Последние пару лет звучат вполне обоснованные критические голоса. Зеркальные нейроны НЕ тождественны эмпатии. Зеркальные нейроны не тождественны ментализации. Происходящие процессы гораздо сложнее, и не сводятся к действию отдельных клеток, даже популяций клеток. Например, собаки. В задачах на ментализацию и социальную осведомленность, - то есть в ситуациях, когда требуется понимать и предсказывать намерения и действия других (в данном случае- хозяина),- в этих тестах они уделывают даже шимпанзе. Это при том, что у шипы самые сообразительные животные после нас, а у псовых вообще нет зеркальных нейронов.


Здесь объясняется работа эмпатии на примере

Но так или иначе, у людей в 3-4 года формируется «theory of mind», как общая концепция о том, что у других тоже есть психика. Из ToM напрямую следует способность к ментализации,- то есть понимание психических процессов. Из ментализации следует эмпатия,- важнейшая способность, на которой основана наша социальность и групповое поведение, благодаря которой мы способны испытывать устойчивые, длительно сохраняющиеся чувства в отношении окружающих, вступать в прочные эмоционально насыщенные взаимодействия.

Например. Мы видим ребенка, увлеченно играющего в опасной близости к проезжей части. Одновременно мы видим его мать, которая заболталась с подружкой и не смотрит на ребенка. Любой обычный человек не пройдет мимо, предпримет какие-либо действия, или, как минимум, обратит внимание матери на потенциально опасную ситуацию. То, что нам кажется само собой разумеющимся поступком, не требующим каких-то особых моральных качеств, на деле совсем не простое и не очевидное поведение. Оно требует понимания, что проезжая часть опасна, что дети невнимательны и безответственны, поэтому требуют присмотра и контроля; также мы оцениваем контекст ситуации, мы видим, что ребенок вне поля зрения матери, что она в этот момент увлечена беседой, поэтому ребенок выпал из фокуса внимания, и женщина не осведомлена о сложившейся ситуации. При этом нам это все не безразлично, а не безразлично нам, потому что мы легко может представить себя или близких в такой же ситуации. Нам не наплевать. Так работает эмпатия.

Этичность это не только эмпатия.

Но и с эмпатией не все просто. Легко прельстится мыслью, что эмпатия и есть этичность. Это не совсем так.

Есть несколько очень недавних работ. Один молодой человек, который находился на принудительном лечении в психиатрических клиниках по поводу неконтролируемой агрессии, неоднократно задерживался полицией по поводу грабежей, драк, насилия. Ему был поставлен диагноз, который нам сейчас не очень важен, потому что с точки зрения обывателя это никакой не психбольной, а гнусная, жестокая, садистичная и аморальная мразь.


Эксперимент с мягко говоря аморальным человеком.

Этому человеку демонстрировались видеоролики со сценами насильственных или травматичных повреждений, как из художественных фильмов, так и документальные съемки с места катастроф. У пациента выявилась явная активация в отделах мозга, которые традиционно связывают с эмпатическим реагированием. В другом опыте группе людей демонстрировали серию коротких роликов,- кисть руки , неподвижно лежащая на столе; та же самая кисть, на которую давят ватной палочкой; рука, в которую втыкают иголку; как контроль- яблоко, в которое втыкают иголку. Что предсказуемо, наибольшее возбуждение вызывала сцена с иглой в руке. У разных людей активация была выражена в разной степени, по причине индивидуальных различий в способности к эмпатическому реагированию. После чего участники проходили ряд нейропсихологических тестов на выявление социальной осведомленности, этической компетентности, способности к сопереживанию, представления о приемлимом или неприемлимом насилии. Грубо говоря, измеряли моральность людей. И выяснилось, что люди, демонстрировавшие наибольшую активность отделов мозга на томограмме, оказались на двух противоположных полюсах при тестировании. То есть наибольшая активация «эмпатического мозга» была у самых этичных и высокоморальных и у самых аморальных и бессердечных.


Если вдуматься, то это очень логичная находка, но также и очень неожиданная. Это прямо противоречит традиционном психиатрическим взглядам на природу асоциальных патологий. Всегда считалось, и сейчас считается, и сам я был полностью в этом уверен, что все нарушения, которые можно условно отнести к «патологии морального чувства»,- социопатии, садистические перверсии, неспособность контролировать агрессивное поведение и тому подобное,- обязательно сопровождается патологическим снижением способности к эмпатии и сопереживанию. Это аксиома.


Но оказывается нет. Все они прекрасно понимают. Просто им это нравится.


И видимо, конечная наша эмпатия,- это двухкомпонентный процесс. Отдельно базой идет эмпатическое реагирование как способность понимать и переживать состояние других, а сверху уже прикручены морально-этические схемы и суждения.


Действительно, ни одно животное не способно радоваться несчастьям других (равно как и печалиться). Кошка может играть с обреченной мышью, хорек может увлечься и передавить больше кур, чем способен съесть, но они это не делают потому, что им нравится причинять боль и страдания. И уж тем более, никто кроме человека не способен проделывать это с особью одного с ними вида.


Святые подвижники и пыточных дел мастера,- это все чисто человеческое. И у тех и у других все очень замечательно с эмпатией. Это две стороны одной монеты. У них с моралью все по-разному.


А настоящее, первичное снижение эмпатии,- это скорее при патологиях ментализации, то есть при расстройствах шизоидного спектра. Аутисты, шизофреники, шизоидные расстройства личности. Этим людям очень не свойственно антисоциальное поведение. Асоциальное да, анти-социальное нет. Даже если брать относительно функциональных и адаптированных,- аспергеров и краевых шизоидов,- низкая эмпатия, низкий эмоциональный интеллект, алекситимия, аспонтанность- среди них обычны люди черствые, бесчувственные, холодные, избыточно рациональные. Среди них не бывает садистов. Чтобы получать удовольствие от чужого горя, нужно понимать чужое горе.


БМ Ругался на картинку

Продолжение следует, статья врача - психотерапевта Бесчастнова Павла Сергеевича http://stelazin.livejournal.com

Показать полностью 1
  •  
  • 45
  •  

Этика (1 часть)

в

Неожиданный взгляд на этику с точки зрения физиологии и нейропсихологии. А словари нам говорили, что

ЭТИКА – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших форм жизнедеятельности человека.

В первой части статьи Вы узнаете о том как получилось, что окситоцин, учавствующий в метаболических изменениях назначили ответственным за чувства мира и любви. Про эксперименты с вдыханием окситоцина. Про то, как моногамность стала основной моделью семьи и что это не результат биологической эволюции. Почему мы едим руками а не падаем лицом в миску. И где находится у человека мораль.

Заголовки сделаны мной для удобства понимания и структурирования текста.

Этика (1 часть) этика, мораль, нейропсихология, физиология, биохимия, Эволюция, длиннопост
Показать полностью 4
  •  
  • 72
  •  

На смерть безоценочного отношения

в

Безоценочность - отношение без оценки, восприятие другого человека "как есть", пришло в отечественную культуру в 1986 году, на волне грандиозного успеха семинаров Карла Роджерса, биография которого переходами из агрономии в теологию и психологию напоминает биографию Л.С. Выготского (филология, театр, психология), А.Р. Лурия (доктор педагогических наук 1937, доктор медицинских наук 1943, выдающийся психолог) и других тройственных по своему устройству натур, которые поочерёдно проживают каждую из них в профессиональном выборе.

На смерть безоценочного отношения психология, притча, оценка, длиннопост
Показать полностью 5
  •  
  • 9
  •  

ABA-терапия для детей-аутистов (метод прикладного анализа поведения)

в

В данном посте есть статья об особенностях метода и несколько видео, на которых можно посмотреть как это происходит в реале.

ABA-терапия для детей-аутистов (метод прикладного анализа поведения) ABA-терапия, аутизм, поведенческая терапия, КПТ, Дети, видео, длиннопост

На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis).

АВА‑терапия - это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.

Показать полностью 3
  •  
  • 15
  •  

Видеопримеры терапии в разных направлениях (КЦТ, Гештальт, РЭПТ)

в

Пост в лигу психотерапии.

Одна клиентка ходит на прием к трем разным психотерапевтам. Все три психотерапевта - ключевые фигуры, которые дали развитие разным направлениям в психотерапии.

Вопросы для заинтересованных участников лиги: Что на Ваш взгляд стало лечебным фактором в процессе сессии?

Какие методы использовал в сессии терапевт? Какие методы одинаковые у всех трех?

О методах можно почитать в википедии: КЦТ Гештальт РЭПТ


Пример клиент-центрированной терапии (гуманистическое направление) от основателя Карла Роджерса (русские субтитры):

Пример гештальт-терапии от основателя Фрица Пёрлза:

Показать полностью
  •  
  • 23
  •  

Если бы мамы разговаривали друг с другом так же как с детьми

в
  •  
  • 63
  •  

Пограничное расстройство личности (ПРЛ) (интерпретации внутреннего состояния)

в

Текст в лигу психотерапии.

Вопрос к специалистам: Как Вы понимаете Пограничное расстройство личности? Здесь даны интерпретации этого состояния от психолога Разуваева Валерия Юрьевича

Представьте себе человека, который ест и не может остановиться, нет того физиологического тормоза , который регулирует процесс принятия пищи. И что в таком случае? Мы видим угрозу для этого человека, а он сам ее не видит. Так как механизм насыщения, механизм который регулирует этот процесс, либо нарушен либо просто не сформирован у человека, и человек вынужден пойти в другую крайность. Человек перестает есть вообще, и также по причине отсутствия механизма отвечающего за чувство голода. И при всем при этом человек чувствует вкус еды. Он способен это ощущать. И также с отказом от еды. Он отказывается , но он четко понимает что есть нужно и это вопрос выживания, а если он начинает есть, то оказывает в той же самой ловушке, где еда уже из средства выживания переходить в угрозу этого выживания.


И теперь этот механизм мы можем перенести в область чувств, и уже видно, что человек не лишен их и они есть у него, у него не потеря или отсутствие чувств у него отсутствие чувствительности своих чувств. И поэтому он не может ими управлять и он этого боится, он осознает это состояние, и вот именно находясь в таких крайних состояниях человек с ПРЛ не может определить что же он на самом деле чувствует, а значит и не может ощутить себя, поскольку нет механизма автоматического регулирования своих чувств, человек с ПРЛ естественным образом распознает свои чувства, но только, как бы их зеркальное отражение в другом человеке. Другой - для него индикатор его собственного состояния. Другой  -это поводырь слепого, это искусственная почка.

Пограничное расстройство личности (ПРЛ) (интерпретации внутреннего состояния) пограничное состояние, интерпретация, психиатрия, ПРЛ, эмоции, эмоциональный интеллект, длиннопост
Показать полностью 1
  •  
  • 13
  •  

Пикап (гендерные тренинги)

в

Пикап, как разновидность гендерных тренингов, давно и активно заполняет рынок услуг.

Средняя стоимость ещё недавно была от 300$. Предложение пикапа эксплуатирует магическую идею, «волшебной таблетки», «заклинания», «философского камня», будто бы техника, курс быстро сделает сексуально привлекательнее для противоположного пола любого, даже мало зарабатывающего, не имеющего нормальной специальности, внешне неопрятного и закомплексованного человека. Будто бы технология поможет соблазнить любую, особенно из высшего света девушку, тем самым служить социальным лифтом, заполнить зияющую социальную разницу…

Пикап (гендерные тренинги) пикап, психиатр, психология общения, отношение полов, длиннопост
Показать полностью 1
  •  
  • 31
  •