Завершение обгона через сплошную. Почему нельзя (есть мат 18+)
Доброго времени суток, уважаемые читатели. Давно хотел написать для вас что-нибудь полезное, а не постить бояны.
Сегодня рассмотрим ситуацию, когда простой парень Василий, находясь за рулем своего Bugatti Veyron 16.4 Grand Sport кредитного хендая, начинает маневр, связанный с пересечением прерывистой линии разметки и выездом на полосу, предназначенную для встречного движения и завершает пересекая сплошную.
На написание поста сподвигла история https://pikabu.ru/story/skidka_97_5253970 . Как оказалось, несмотря на очевидность нарушения, большое количество людей считают, что данное деяние не считается нарушением ПДД, не образует состава статьи 12.15 КоАП РФ и вообще бедный юзернейм не виноват/дорожники специально нарисовали/менты в доле.
Многие из моих знакомых наивно полагают, что если начал обгонять то обгоняй до конца (завершай маневр), однако, данное правило действует только при проезде перекрестков на запрещающие сигналы и не освобождает от ответственности.
На практике же Верховный суд Российской Федерации однозначно высказался о наличии состава части 4 статьи 12.15 КоАП РФ независимо от обстоятельств. И с вероятностью в 90% рассмотрение административного протокола в суде общей юрисдикции закончится для Василия штрафом (если судья смилостивится на 1 раз), или лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев (второй раз на год). Остальные 10% оставим для ситуаций, когда наш Василий доказал, что объективно не знал о запрете на обгон (например отсутствовали знаки и разметка или выполнены не по госту), покатал судью на своем 49,5 сантиметровом Bugatti Veyron 16.4 Grand Sport или оплатил свадьбу дочки, но это к делу не относится.
Открываем Решение Верховного Суда РФ от 19.09.2013 №АКПИ13-725, в котором судом было рассмотрено заявление касательно отмены положения о запрете пересекать сплошную линию разметки в части, не допускающей ее пересечение для завершения разрешенных обгонов в зоне пешеходных переходов при отсутствии на них пешеходов и в зоне до и после нерегулируемых перекрестков при движении по главной дороге.
В редакции ПДД в 13 году пункт 11.4 не содержал запрета на обгон на пешеходном переходе в отсутствие на нем пешеходов.
По результатам рассмотрения Верховный суд пришел к выводу, что нахождение транспортного средства слева от сплошной линии разметки на полосе, предназначенной для встречного движения недопустимо и обосновал запрет тем, что он согласуется с нормами международного права и указал, что возвращение на ранее занимаемую сторону проезжей части должно быть осуществлено водителем до начала сплошной линии разметки.
Такой позиции придерживаются и подчиненные суды, даже в ситуациях, когда при выполнении маневра обгона водитель совершил выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, в разрешенном месте, затем проследовал по встречной полосе в зоне нанесения сплошной линии разметки, а завершил обгон в месте, где снова имелась прерывистая линия разметки, действия водителя подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ (Постановления Московского городского суда от 05.03.2013 №4А-166/13, от 11.09.2014 №4а-2329/14). К аналогичным выводам также приходят коллеги московских судей из северной столицы (Постановление Санкт-Петербургского городского суда от 22.07.2016 №4а-931/2016 по делу №5-30/2016-70).
Однако в комментариях к посту компетентность Верховного суда была подвергнута сомнению.
Не согласившись с мнением уважаемого dirbmn, своих коллег поддержал и Конституционный суд Российской Федерации в Определениях от 16.07.2015 №1773-О, от 18.01.2011 №6-О-О и от 07.12.2010 №1570-О-О. В частности суд указывает, что административно-противоправным и наказуемым признается любой выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения независимо от того, в какой момент выезда на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, транспортное средство располагалось на ней. И оперирует Конституционный суд к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 года №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Как мы с вами видим, еще 11 лет назад сложилась вполне устойчивая судебная практика, которая указывает, что завершение обгона на сплошной - однозначно нарушение, однако необходимые изменения в правила вступили в силу только 12.07.2017.
Постановлением Правительства РФ от 28.06.2017 №761, правила были дополнены пунктом 9.1(1), который гласит:
На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.
Сейчас я хочу объяснить вам, почему согласен с мнением суда, и считаю такой подход правильным, привлечение таких водителей обоснованным, а наказание соответствующим, учитывая, что сам являюсь водителем уже 7 лет.
Все очень просто, достаточно посмотреть определение горизонтальной линии разметки 1.1 в ПДД:
Горизонтальная линия разметки разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах…
Следовательно, по дефолту задумано, что обгонять можно везде, где нет сплошной (или знаков). Сплошную линию наносят не потому, что злые менты захотели или дорожникам вприкол, а чтобы запретить водителю находиться на встречной полосе в опасном для обгона месте. Суды исходят в первую очередь из того, что завершая обгон на встречке (не важно, по каким причинам вы там оказались), вы находитесь на опасном для такого маневра участке и создаете огромную угрозу для других участников движения. Все таки цель правил дорожного движения – безопасность и учет интересов всех участников, а не только обгоняющего.
Кроме того, те кто говорят что сплошная линия появляется внезапно либо пешеходы, либо пиздят. Опасные места всегда дублируются предупреждающими знаками (перекресток, пешеходный переход, опасный поворот), установленными за 150-300 метров вне населенного пункта, и по их наличию можно легко догадаться, что будет сплошная. И если водитель не способен спланировать свой маневр (с учетом интенсивности движения, наличия груза, мощности двигателя) и завершить его до выезда на опасный участок, то нечего такому камикадзе делать за рулем. Не уверен в маневре – не обгоняй, опоздаешь, но доедешь живой и с правами.
Спасибо за внимание :)