Как различать Porsche 911 разных поколений
Здравствуйте, уважаемые Пикабушники!
Сидя в это невесёлое время дома я решил накидать какой-нибудь полезно-познавательный длиннопост, навроде тех, ради которых я стал читать Пикабу ещё 7 лет назад.
Так получилось, что я собираю модели автомобилей и различной техники, в основном в масштабе 1:43. По масштабным моделям можно отлично отслеживать эволюцию отдельных марок, классов автомобилей, дизайнерских школ разных стран, да и всего автомобилестроения в целом - буквально поставив две модельки бок-о-бок.
И на примере масштабных моделек я буду вам рассказывать про эволюцию и отличия всех восьми поколений легендарного Porsche 911. Как ни странно, в сети не нашёл наглядного описания различий между всеми поколениями, и решил немного заморочиться. Модельки по мне хороши для сравнения тем, что всегда можно сделать фото в нужном (и одинаковом!) ракурсе, а это значительно проще, чем искать в сети.
Для начала коротко напомню, о чём речь. Porsche 911 - спортивный автомобиль с двухдверным кузовом (в настоящий момент купе, кабриолет и тарга - в разное время были доступны не все эти варианты) с шестицилиндровым оппозитным бензиновым двигателем, расположенный в заднем свесе. Производится немецкой компанией Porsche AG с 1964 года, является одним из наиболее узнаваемых спортивных автомобилей в мире, в первую очередь благодаря характерному силуэту, который остаётся практически неизменным уже более полувека.
При этом стилисты компании намеренно сохраняют преемственность дизайна в каждом новом поколении, и для неподготовленного обывателя все 911 (по крайней мере "соседние" поколения) кажутся одинаковыми. Вот с этим то я попробую помочь разобраться.
Сразу оговорюсь, в посте я буду рассматривать только базовые массовые дорожные атмосферные (кроме второго, рестайлингового седьмого и восьмого поколений - по причинам, которые я поясню позже) модификации. Версии Turbo, Turbo S, RS, GTS и т.д., а также все гоночные и окологоночные модификации оставим "за скобками", ибо их просто тьма. К тому же основные внешние различия между поколениями как правило применимы ко всем модификациям.
Технические характеристики также не привожу, опять же из-за огромного количества модификаций. Кому надо - на Википедии всё есть, со всеми подробностями (только лучше пользоваться английской или немецкой версиями, они гораздо более информативны).
Итак, поехали!
1 поколение, 1964 - 1974 годы.
Первые несколько десятков машин назывались Porsche 901, но потом фирма Peugeot подала протест на использование названия модели из трёх цифр с нолем посередине, и машину переименовали в 911. В разных источниках есть противоречивые сведения по внутри заводским обозначения этих машин, но чаще встречается информация, что машины с 1964 по 1967 годы имели по внутренним документам индекс "тип 901", а с 1967 уже "тип 911", что связано в первую очередь с незначительным увеличением колёсной базы. Внешне они неотличимы.
Основные внешние признаки машин первого поколения - вентиляционные решёточки возле подфарников и отдельный хромированный бампер. Бампер кстати мог быть как с "клыками", так и без них.
Колеса на ранних машинах как правило с хромированный колпаками, а с 1967 года уже обычно идут пятиспицевые литые диски Fuchs, наиболее характерные и узнаваемых для 911 первых двух поколений.
2 поколение, 1974 - 1989 годы.
Почти все, хоть немного интересующие девятьсотодиннадцатыми, называют второе поколение "тип 930", но это не совсем верно. "Тип 930" это внутризаводское обозначение кузова модели 911 turbo, появившейся в 1975 году. Но атмосферные версии остались в старом кузове, "тип 911", отсюда и путаница. Хотя, стоит признать, именно 911 turbo в кузове 930 - наиболее характерный представитель второго поколения.
Турбоверсии имели расширенные колёсные арки, но во-первых, неподготовленному взгляду не всегда это удаётся заметить, а во-вторых широкие арки (вместе с задним антикрылом) были доступны с середины 80х как опция под названием "turbolook" и для атмосферные машин.
Самый характерный внешний признак машин второго поколения - так называемый "impact" бампер, который должен был без последствий выдерживать удар на скорости до 5 км/ч. Эти бампера красились в цвет кузова, по бокам на них имеется гофрированныя пластиковая имитация пружинного элемента, а подфарники располагались на самом бампере.
3 поколение, 1989 - 1994 годы.
Кузова машин третьего поколения имели внутризаводское обозначение "тип 964". Очень часто именно на основе 964 кузова делаются современные реплики старых 911 - всё же все более новые версии имели заметно более обтекаемый силуэт, а 964 - практически классика внешне.
Именно в этом поколении у 911 появились версии с полным приводом. Они имели немного расширенные колёсные арки, но это практически не заметно.
Основное внешнее отличие от предыдущего поколения - опять-таки бампер. Он стал выглядеть массивнее, и при этом более интегрированным в кузов.
Также в 964 кузове появился выдвигающийся на скорости задний спойлер, но он есть и на всех последующих поколениях. На версиях Turbo спойлер всегда не подвижный и значительно более крупный.
4 поколение, 1994 - 1998 годы.
Тип 993, последнее поколение с двигателями воздушного охлаждения. Хоть я в посте и некасаюсь технических характеристик, но по мнению многих фанатов это были последние "настоящие" 911. Внешние отличия - более обтекаемые, "зализанные" формы кузова, фары установленные более полного, и бампер, сильно заходящий на передок кузова.
На следующем рисунке приведены в одинаковом ракурсе фары и бамперы машин первых четырёх поколений, дабы было проще увидеть разницу.
5 поколение, 1998 - 2004 годы.
Первые 911 с двигателями жидкостного охлаждения, абсолютно новый кузов - более приплюснутый и динамичный - и самый выделяющийся внешний вид за всё время существования модели! Многие считают "тип 996" самым неудачным и некрасивым поколением, но лично мне они нравятся, особенно версия Turbo. Возможно сказываются детские впечатления от игры "Need for speed 5: Porsche unleashed" в которую я рубился в 2000 году вечерами после школы и в которой 911 turbo в кузове 996 была самой современной и одной из самых быстрых машин, да ещё и красовалась на обложке!
Так или иначе, внешность машин пятого поколения не спутаешь ни с какими другими, но есть один нюанс))) Атмосферные версии вышли в 1998 году с каплевидными фарами, очень похожими на фары гораздо более дешёвой модели Porsche Boxster. Это очень не нравилось многим потенциальным покупателям, и в спешном порядке был проведён рестайлинг. Фары изменились, стали чуть более походить на классические кругло-овальные. На версиях Turbo каплевидные фары (как у Boxster) кстати никогда не ставились.
6 поколение, 2004 - 2012 годы.
Кузов остался почти таким же, как в предыдущем поколении, но получил обозначение "тип 997". Фары снова стали овальными, а внешний вид - узнаваемо-нейтральным. Россия в годы выпуска этого поколения понемногу богатела, и машин таких на улицах, по крайней мере в Москве и Питере, достаточно.
Также 997 кузов пережил заметный внешне рестайлинг в 2009 году. Изменился передний бампер, но учитывая множество версий, это не сильно помогает. А вот задние фонари не отличить невозможно - у версии 997/II они более сложной формы, на фото всё отлично видно.
7 поколение, 2011 - 2019 годы.
Новый кузов, "тип 991", более современный и динамичный внешне. Особо и сказать-то больше нечего. Основное внешнее отличие - подфарники/габариты узнаваемой специфической формы - как-будто являющиеся частью воздухозаборников в переднем бампере. На рисунке передние бампера машин в 997 и 991 кузовах, для наглядности.
Также, теперь уже традиционно, был проведён рестайлинг в 2015 году. И снова наиболее заметные отличия сзади - фонари стали более рельефными и между ними появилась тонкая полоса стоп-сигнала, а прорези на решетке капота стали вертикальными - на рисунке всё видно.
Ах да, начиная с кузова 991/II все версии 911 оснащены двигателями с турбонагнетателем, даже простая Carrera. Поэтому я и оговорился в самом начале, там где насчет "базовые атмосферные версии")). Прогресс-с! Хотя кому как.
8 поколение, с 2019 года и по настоящий момент.
Кузов "тип 992", внешне является эволюцией предыдущего, 991/II. Формы стали строже, бампера массивнее. Спереди появились красивые полностью светодиодные фары. Задний бампер теперь выглядит эдаким плугом, в первую очередь из-за номерного знака, который опустился вниз и теперь расположен между выхлопными патрубками. На рисунке показаны отличия от 991/I и 991/II.
В любом случае, на мой взгляд 992 кузов отлично отражает все веяния современной автомобильной моды, и при этом остаётся девятьсотодиннадцатым, узнаваемым и желанным для многих любителей и ценителей автомобилей во всём мире.
Надеюсь пост был интересным и информативным, и пишите в комментах, стоит ли делать дальше подобные посты-сравнения с фотографиями моделек, а если стоит - про какие автомобили?
Всем спасибо за внимание!
P.S. Дико извиняюсь за качество фотографий, похоже снимать модели с полуметра на телефон было очень плохой идеей, но ничего лучше под рукой не было...