Что почитать? П. Бачигалупи "Разрушитель кораблей" и "Затонувшие города"
Доброго времени суток всем любителям чтения!
Думаю, многие из вас знакомы, хотя бы понаслышке, с творчеством писателя Паоло Бачигалупи. Его дебютный роман, "Заводная", в свое время собрал немало наград и был отмечен тематической прессой, в том числе отечественным журналом "Мир фантастики".
Но сегодня я хочу представить вашему вниманию его подростковую трилогию, благо повод для этого самый что ни на есть приятный - издательство FanZon перевыпустило в новом оформлении первый роман, перевело второй и готовит к печати третий.
Да, логичнее было бы создавать этот пост уже по завершении трилогии, но меня подталкивает "послевкусие" прочитанной хорошей книги и желание поделиться ею.
"Разрушитель кораблей"
Характерными чертами творчества П. Бачигалупи является интерес к экологическим проблемам планеты и знание азитского колорита (автор провел немало времени в Юго-Восточной Азии).
Проявились они и здесь. Мир, в котором живет главный герой "Разрушителя кораблей", подросток по прозвищу Гвоздарь, это один из вариантов нашего недалекого будущего. Вследствие необратимого изменения климата поднялся уровень океана, иссякли нефтяные месторождения, могучие прежде страны исчезли либо деградировали, карта мира перекроена заново.
Где-то на побережье Северной Америки расположилась огромная свалка кораблей Эпохи Ускорения. Теперь таких не строят, океаны бороздят высокотехнологичные клиперы, принадлежащие элите, а этих ржавых исполинов вручную разбирают на части, чтобы по дешевке продать скупщикам лома.
В одной из таких команд, занимающейся легкими грузами, и трудится Гвоздарь, пока он еще достаточно легок и проворен, чтобы пробираться там, куда не попасть взрослому. Его история предопределена заранее - жизнь впроголодь, которую может оборвать обломок корабля или нож наркомана, но ужасающий шторм -"убийца городов" приносит то, что способно изменить его судьбу...
Этот небольшой динамичный роман достаточно линеен и не содержит в себе неожиданных сюжетных поворотов. Он повествует классическую историю взросления, угадать финал которой не представляет труда, однако автор пишет "вкусно", не злоупотребляет бывшими не так давно в моде подростковыми антиутопиями и процесс чтения не утомляет, а, напротив, оставляет приятное чувство, так как герой не становится Лучшим Во Всем, а приобретает свое понимание моральных ценностей.
Отдельно хочется похвалить проработанный и яркий мир. К слову, при его создании автор, похоже, вдохновлялся кладбищем кораблей в Читтагонге, о котором недавно появился весьма информативный пост на Пикабу: https://pikabu.ru/story/apokalipticheskie_mesta_planetyi_gor...
"Затопленные города"
А эта книга в марте впервые увидела свет под русскоязычной обложкой. С "Разрушителем кораблей" ее объединяет лишь общий мир и один из второстепенных персонажей, могучий и харизматичный получеловек по прозвищу Тул, Инструмент.
Тул - представитель искусственно выведенного вида, сочетающего гены человека, пса, гиены и тигра. "Плюсовые", как их называют, быстрее, сильнее и более живучи, чем люди. Из них получаются самые преданные слуги и самые опасные солдаты. Смысл их жизни - служение, лишившись хозяина, они теряют волю к жизни и вскоре гибнут. Однако Тул - единственный получеловек, который сам решает, как ему поступать. Его находят в болоте израненным главные герои книги, что становится толчком к развитию сюжета.
В отличие от Гвоздаря, Маля и Мыш не живут на побережье и не ломают корабли. Маля - дочь солдата китайских миротворческих сил, которые несколько лет пытались остановить грызню за власть между мелкими группировками, образовавшимися в полузатопленном и поглощаемом джунглями Вашингтоне, Мыш - сын фермеров, но оба они теперь сироты, которые не могут спать в помещении и на слух определяют, из какого оружия ведется стрельба неподалеку.
Эта история гораздо мрачнее и жестче, чем предыдущая. Территория бывшей столицы отрезана от прочего мира болотами, океаном и границей, возведенной более цивилизованной частью страны, чтобы отгородиться от Патриотического фронта полковника Гленна Штерна, от Армии Бога, от Ополчения свободы, от Волков Тейлора, льющих кровь, чтобы контролировать остатки ресурсов города, которые обменивают у представителей крупных компаний на оружие и боеприпасы. Здесь не прекращается гражданская война, сражаются в которой подростки, так как до совершеннолетия редко кто доживает, а когда в твой дом приходит война, у тебя не остается выбора. Часто во время прочтения вспоминался фильм К. Фукунаги "Безродные звери", так как многое в тексте с ним перекликается.
Разрешите представить несколько цитат для ознакомления:
"Взрослый. Сколько по-настоящему взрослых людей она видела с начала войны? В Баньяне они, конечно, были, а вот в Затонувших городах? Только важные люди. Те, кто что-то решает и командует другими."
"– Смотри! – снова велел Тул.
Маля смотрела, пытаясь понять, что же такое видит Тул.
– Краска откалывается, – пояснил он.
– И что? – не поняла Маля.
– То. Смотри.
Ну да, кое-где краска откололась, но под ней была другая. Скорее всего, парочка Глаз Норн под зелеными крестами. Наверняка. И еще что-то красное. И еще, кажется, кусок белой звезды на синем фоне. Герб Объединенного фронта?
По спине вдруг поползли мурашки. Маля задержала дыхание.
Конечно, дробовик придал ей уверенности в себе. И их пленникам тоже придавал.
И тем, кому дробовик принадлежал до этого.
И предыдущему владельцу.
И еще раньше.
И так далее.
Смотря на дробовик, она словно бы видела все те руки, которые держали оружие. Солдатик за солдатиком наносил на него свои метки. Покрывал его амулетами и талисманами, Глазами Норн, крестами и всем остальным, что якобы могло спасти.
И все эти солдатики погибли.
Дробовик не разбирал, кому принадлежать. Он переходил из рук в руки. Она просто была последней – пока – его хозяйкой. А ведь он наверняка был сделан еще в Эпоху Ускорения, когда люди жили в нормальных городах и не стреляли друг в друга почем зря.
Множество рук держало это оружие, и если бы оно принесло хоть какую-то пользу хоть одному из своих хозяев, он бы держал его в руках до сих пор."
"– Конечно, да, – высокий черный парень слегка улыбнулся, – поскольку все иногда об этом думают. Даже я. Когда я получил свои полосы, я попытался. Нельзя вернуться назад, потому что все знают. Все понимают, кто ты теперь. Все знают, что ты сделал, – он сплюнул в канал, – и ты больше никому не нужен. Как будто ты падаль. Штатские чуют тебя за милю и сразу хотят тебя прирезать. Тебе это может не нравиться, но без своего отряда ты никто. Скоро поймешь, что назад тебя ждет только твой отряд. Мы бережем тебя. Ты наш брат. Мы семья.
Он отнял самокрутку и сделал еще одну затяжку, а потом кивнул на канал.
– Кажись, лейтенант добыл нам баржу. Пора поработать. – Он махнул в сторону здания. – Эта девчонка… она же просто штатская. Если бы она знала, что ты сделал… скольких убил… скольких девок трахал… в каком дерьме бывал, – он пожал плечами, – да она на милю к тебе не подошла бы."
Книга интересна правдоподобно эволюционирующими характерами, стремительно развивающимся сюжетом и лишена того недостатка, за который можно покритиковать "Разрушителя кораблей" - некоторой шаблонности.
Рекомендую к прочтению всем, кто интересуется хорошо написанными книгами, отошедшими от привычного построения миров и затрагивающими иносказательно реально существующие проблемы.
Остается надеятся, что третья книга, "Инструмент войны", не задержится с выходом и окажется на уровне своих предшественниц.
Спасибо за внимание!