Bladerunner42

Bladerunner42

Топовый автор
https://vk.com/blade_runner42 https://t.me/bladerunner_42
Пикабушник
Дата рождения: 02 апреля 1985
Lomilith MadTillDead nsm3705
nsm3705 и еще 2 донатера
поставил 9323 плюса и 1982 минуса
отредактировал 3 поста
проголосовал за 7 редактирований
Награды:
За прохождение миссий За участие в Новогоднем видео-поздравлении Пикабу За участие в поздравительном видео 5 лет на Пикабу лучший авторский текстовый пост недели Победитель «Закрытое сообщество года 2018» номинант «Киношный пост года – 2018» лучший пост недели лучший авторский пост недели самый комментируемый пост недели лучший авторский текстовый пост недели более 1000 подписчиков самый комментируемый пост недели лучший авторский текстовый пост недели лучший авторский текстовый пост недели
850К рейтинг 6519 подписчиков 134 подписки 555 постов 429 в горячем
Авторские истории

Случайный фактор


Они неторопливо идут вдоль железнодорожных путей.
Саша достаёт из кармана пачку сигарет. Открывает, эффектно щёлкает ногтем среднего пальца по донышку. Из переднего ряда частоколом выскакивают рыжие фильтры.
- Будешь?

Рома с сомнением смотрит на пачку. Каждую прогулку они экспериментируют с курением. Но количество сигарет постепенно растет. Сегодня они выкурили уже по две штуки, хотя гулять отправились всего час назад. Рому беспокоит не зависимость. Гораздо больше его пугает запах табака, который всё сильнее пропитывает одежду и пальцы. Он уже несколько раз замечал, как мать после прогулок смотрит на него с подозрением. Это проблема.

Если она начала подозревать, что он курит, то рано или поздно захочет проверить свои подозрения. А если мать хочет узнать что-то наверняка, то её ничто не остановит. Что будет, к примеру, если она сейчас выйдет им наперерез из зарослей, которые идут вдоль железнодорожных путей? Его опыт подсказывает, что такое вполне возможно.
- Ты чего? – Догадывается Саша. – Боишься, что мама спалит?
Рома понимает, что сам того не замечая начал беспокойно оглядываться.

- Нет, - отвечает он, вынимая сигарету из пачки, - показалось просто, что кто-то идёт…
- Ага. – Ухмыляется Саша. – Мне-то не ври. И хорош боятся. Никто за тобой по кустам не бегает. Ты же не сказал маме куда идёшь?
Рома отрицательно качает головой и, после некоторых колебаний, успокаивается. Мама думает, что он отправился в районную библиотеку готовиться к вступительным экзаменам. Он вынимает сигарету из пачки, щёлкает зажигалкой и затягивается дымом. Который в последние несколько дней уже не кажется едким и противным.
- А ты?
- Я своим никогда не говорю, куда иду. Это моя частная жизнь. – Небрежно бросает Саша, но Рома слышит лёгкую нотку самодовольства. Его друг говорит чистую правду.
Со своим отчимом – хмурым усатым дядей Серёжей, Саша в очень прохладных отношениях. Они только здороваются и прощаются друг с другом. Да и то не всегда. С вечно занятой мамой у него общение складывается чуть лучше. Но та слишком занята Катей, трёхлетней Сашиной сестрой.

«Ты ничего не говоришь им, потому что ты никому не интересен», - вдруг произносит Ромин внутренний голос. Сухой, холодный и какой-то взрослый. В последний год он стал звучать чаще и отчетливее. Рому это не пугает. Но он не понимает, почему такие фразочки рождаются в его голове. Тем более, что он не всегда согласен с ними. Саша его лучший и, в общем-то, единственный друг. У него нет причин думать, что тот неинтересен своей семье. Так думать неправильно.

Они шагают по рельсам и пинают камешки.
Страх отступает и летний день снова становится приятным. Можно ненадолго забыть о проблемах. Об учительнице алгебры, которая время от времени любила задумчиво сказать после очередной проваленной контрольной: «Ромчик, а может мне оставить тебя на второй год?», чем неизменно вызывала смех на задних рядах парт. О бесконечных тройках, которых в аттестате нарисовывается ни много ни мало – семь штук. Об институте, мечта о котором отодвинулась на долгое время. «Размечтался», - читала ему нотацию мама своим особым голосом, который проникал куда-то в самый центр мозга, в тот день, когда он попытался поговорить с ней о том, что хочет закончить десятый и одиннадцатый классы, а потом попробовать поступить в институт: «Решил ещё немного дурака повалять за мой счет? Какой институт? Кто тебя кормить будет, когда ты вступительные экзамены провалишь? Я?! Иди в колледж и получай нормальную профессию! А потом, когда сможешь себе копейку на жизнь заработать – чеши куда хочешь! Хоть в институт, хоть под забор, как твой папаша!».

После этого разговора она, как всегда, плохо себя почувствовала. А когда ей стало лучше, она, как обычно, перестала с ним разговаривать. Роме снова пришлось делать виноватый вид. Не то, чтобы он действительно чувствовал свою вину, просто таков был порядок. Когда мама обижалась, она переставала с ним говорить, и атмосфера в их доме становилась электрической. Любой случайный промах и неосторожный шаг могли привести к новому скандалу.

Чтобы вернуть ситуацию в норму нужно было какое-то время ходить с виноватым лицом, всем видом показывая раскаяние и внутренние переживания. Рома с годами научился это делать практически на автомате. Как актёр, много лет выходящий на сцену в одной и той же роли. Лучше, чем выглядеть виноватым он умеет только быть незаметным.

Он затягивается поглубже и выдыхает серо-голубой дым. А вместе с ним свои тревоги. Впереди виднеется железнодорожный мостик. В бездонно-голубом небе он видит крошечные белые полоски, которые оставляет пролетающий самолет. Неподалеку жужжит пчела. Слышно, как поют птицы. В воздухе пахнет сиренью.

Мир настолько прекрасен, что Рома задумывается о том, чтобы сегодня улучить момент и попробовать заняться мастурбацией. Его немного беспокоит то, что в последнее время такое желание посещает его всё реже. Поначалу, когда пубертатный период только наступил, он делал это довольно часто под впечатлением от случайно увиденной фотографии женской груди или фантазируя о рано созревшей Марины Тарашевич, в те дни, когда она заявлялась в школу в топе, короткой юбке и белых гольфах. Но в последнее время фантазии становились блеклыми. Да и само занятие стало казаться… скучным.

Рома думает о том, что было бы неплохо свернуть налево и пройти к жилым кварталам. Там сесть на троллейбус и доехать до метро, чтобы получить возможность часок-другой побродить по центру города.
- Пошли, с моста камни побросаем. – Предлагает Саша. И, не дожидаясь ответа, ускоряет шаг. Рома, как обычно, покорно следует за ним.

Некоторое время они бросают камешки с моста в мелкую речку.
С предсказуемым результатом они соревнуются в дальности броска. Саша на год старше, он на несколько сантиметров выше и руки у него длиннее. Сейчас он заканчивает первый курс того самого колледжа, в который по настоянию матери старается поступить Рома.
- Ты вообще их кидаешь или просто роняешь? – Усмехается он, глядя на Ромины броски. И запускает очередной камешек вдаль по красивой длинной дуге. До них доносится далёкий, едва слышный всплеск.
Они живут в соседних квартирах и знакомы с детства. Всё это время Саша был лучше и в спортивных, и в настольных играх. Рома со временем смирился с тем, что его место никогда не будет первым. Просто ему не повезло родиться одаренным, как другие. «Это жизнь», - как любила повторять мама.

И всё же иногда с Ромой случалось то, что он сам называл «озарением». Иногда (очень редко) мир вокруг него словно замирал и некоторые предметы, люди и информация в голове будто подсвечивались янтарно-жёлтым светом. И тогда он мог выстроить эти желтые огоньки в определенном порядке, который складывался в идеальную замкнутую цепочку. Это происходило случайным образом в самые неожиданные моменты и как будто безо всякого усилия с его стороны.

Так, например случилось несколько недель назад, когда Саша решил, что им стоит сходить в кино. Он не решался попросить у мамы денег на билет, а та, собираясь выходить из дома, нигде не могла найти свою сумку. Она начинала понемногу раздражаться и вот-вот готовилась взорваться очередным скандалом. Всё вокруг на мгновение вдруг стало кристально ясным, и он одновременно понял, где можно найти сумку, как именно нужно отдать её маме, чтобы она не восприняла это как оскорбительную снисходительность и что нужно произнести, чтобы направить разговор в нужное русло так, чтобы она, смягчившись сама предложила ему деньги. Нужные слова сами вылетали из рта. В нужном порядке и нужным тоном.

Иногда озарения посещали его в школе. Во время решения задачи на контрольной непонятная алгебра вдруг на одну крошечную секунду становилась элементарной, и он видел решение так ясно, словно оно было написано в учебнике. Учительница алгебры в последствии громко сказала: «Удачно списал, Ромчик?», но всё равно поставила ему четверку.
Или во время игры в баскетбол на физкультуре он по случайности получив в руки мяч вдруг будто видел карту идеального маршрута к кольцу команды соперников и точно просчитывал: кто, как и когда ему попытается помешать. Руки и ноги двигались сами по себе и он, ко всеобщему удивлению, забрасывал мячик в корзину.

В такие моменты он чувствует себя бесплотным великаном, парящим над землёй. Нет ничего более прекрасного, чем эти совершенные янтарные цепочки, выстроенные в идеальном («правильном» - поправляет его внутренний голос) порядке.

Саша предлагает закурить ещё по одной. Они молча дымят.
Рома думает предложить другу всё-таки поехать погулять по центру, но тот явно не настроен на такую поездку и скорее всего предложение вызовет раздражение. Поэтому он молчит.
Его друг докуривает сигарету до фильтра. Тушит окурок о металлические перила и щелчком запускает в мелкую речку под мостом. Рома смотрит вниз, на выступающие из потока воды скользкие камни.

Саша с характерным звуком набирает в рот побольше слюны (и не только слюны), свешивается с перил почти до пояса и неудачно делает длинный плевок. Густая слюна не выплевывается, а медленно ползёт вниз.

Все вокруг замирает. Рома видит, слышит и помнит одновременно всё. Вокруг нет ни единого человека. Вдали не виден поезд и скорее всего они ходят здесь крайне редко. Если вообще ходят. Жилые дома слишком далеко отсюда, чтобы из них можно было бы что-то разглядеть, а заросли вдоль насыпи по обеим сторонам моста слишком высоки. Сашины родители не знают куда он пошел. Его мать не знает куда пошел Рома. Внизу, прямо под ними, острые камни. Его друг лежит животом на перилах. Ступни вытянуты, он стоит почти на самых носках потертых кед. Если правильно применить силу и сделать всё очень быстро, то...

Едва отдавая себе отчет в том, что он делает, Рома делает шаг и оказывается за Сашиной спиной. Затем он резко нагибается, железной хваткой берёт его за лодыжки и с силой дёргает вверх. Всё это занимает меньше половины одной секунды. Между опорами перил мелькает лицо, на котором всё ещё застыло сосредоточенное выражение…
«Потому что он ещё не понял, что случилось».
… и застывшие в воздухе комки серой слюны.
На одно длинное мгновение наступает тишина. А затем он слышит аккорд из сложного сочетания звуков – удар, всплеск и хруст.

Рома подходит к перилам и смотрит вниз. Саша лежит на камнях и его тело заливает вода. Ноги руки разбросаны. Голова лежит на камнях. Поток холодной воды заливает её, но с долгими интервалами он слабеет и лицо оказывается на поверхности. Глаза открыты…
«Но не похоже, чтобы он что-то ими видел, да?».

Вода шумит. Через некоторое время до Ромы доносится:
- Ооооо-аа. О-о-иииии.
Озарение почти прошло. Но не совсем. Сознание быстро связывает контекст и звуки и выдает расшифровку: «Рома. Помоги». Рома не двигается с места и продолжает смотреть вниз. Он должен подождать. Иначе цепочка не замкнётся. Сашина поза не меняется. Проходит минута. Ещё одна. Вода продолжает заливать лицо. Ещё минута. Голова кренится набок и начинает покачиваться в такт пульсации воды.

Рома проходит по шпалам двести метров в том направлении, откуда они пришли. Потом переходит пути, спускается по насыпи и некоторое время идет сквозь заросли деревьев. Там темно, тихо и спокойно. Он дышит полной грудью. Все его пять чувств словно выкручены на максимум. Его так распирает от необъяснимого восторга, что хочется кричать и петь. Но он сдерживается и шагает всё быстрее.

Рома выходит из зарослей в безлюдном месте у новостроек. Идёт своей обыкновенной походкой – немного опустив голову натянув на лицо обычное выражение: «У-меня-и-без-вас-полно-проблем». Мимо проходят люди. Никто, как обычно, не обращает на него ни малейшего внимания. Никто не показывает на него пальцем. Когда прохожих поблизости нет, он снова и снова прокручивает произошедшее в голове. Каждый раз сердце замирает в груди от восторга.

Пока он шагает к библиотеке, Рома задаётся интересным вопросом: почему он не ощущает всех этих ужасов, о которых читал в литературе по школьной программе? Ведь он совершил только что нечто немыслимое с точки зрения всех взрослых (да и не только взрослых, если на то пошло), которых он знал. Разве он не должен чувствовать себя… Плохо?

После некоторых размышлений он приходит к ответу. Потому что он не совершил, по сути, ничего ужасного. Он вовсе не планировал кого-то убивать. Тем более друга. Лучшего друга. Просто Саша стоял, перегнувшись через перила слишком низко. Его кеды едва касались земли. Что угодно могло бы привести к такому же результату. Слишком сильный порыв ветра. Неожиданный громкий звук. Банальная гравитация. Он просто сыграл роль случайного фактора. Саше не повезло, но с точно таким же успехом он мог попасть под машину. Или под поезд. Так что какой смысл брать на себя вину за то, что вполне могло бы случиться и без его участия?

Возле одной из урн он останавливается и выкидывает в неё собранные на мосту окурки тех сигарет, которые они с Сашей там выкурили. Он не верит, что кто-то стал заморачиваться с такими вещами как сбор улик и анализ ДНК, о которых столько говорят в детективах, но в цепочке, которая выстроилась в момент озарения этот пункт был, а Рома доверяет своим озарениям.

После этого, он приходит в районную библиотеку и начинает вдумчиво готовится к следующему экзамену. Время от времени он замирает над очередной страницей и позволяет себе заново пережить этот чудесный момент, когда всё случилось так как нужно. Так как он сам захотел и спланировал. Это освежает лучше, чем хороший сон.

Осенью он идет в колледж. Он по-прежнему сидит в глубине аудитории. Во время обсуждений обычно помалкивает. Мало-помалу заводит небольшой круг приятелей, которым позволяет решать куда идти сегодня вечером и чем заняться. Он прекрасно ладит с матерью с радостью соглашаясь с ней во всём и выполняя её несложные пожелания. Он ведёт себя так, как хотят от него окружающие. Но теперь не испытывает по этому поводу ни малейшего дискомфорта. Потому что с ним остаётся его маленький секрет. Великий момент «случайного фактора». Он вовсе не считает себя плохим человеком и совершенно не собирается повторять этот опыт. Каким бы чудесным он ни был. И только тихий внутренний голос иногда говорит, что это…
«Неправда».

Показать полностью
Истории об отношениях

Однажды я наблюдал этап саморазвития

После долгой летней прогулки зашёл в пекарню. Краем уха услышал, что в помещении кто-то монотонно бубнит, но не обратил особого внимания. Взял кофе и слойку, сел за столик и немедленно обнаружил источник бубнежа.

В двух столиках от меня расположился парень в майке и шортах. На вид – лет двадцать пять. Его стол был покрыт крошками, стаканчиками и использованными пластиковыми приборами. Смятые грязные салфетки валялись как на самом столе, так и на полу возле него. В левой руке парень держал сосиску в тесте. Откусил. Положил на тарелочку. Этой же рукой почесал пятку в дырявом носке. Взял сосиску и доел. Его правая рука была занята смартфоном из которого доносился тот самый монотонный голос.

«И запомни», - поучительно вещал парню голос с экрана, а заодно и всем остальным посетителям кафе, - «если девушка не отвечает на твои сообщения сразу же или не читает их долгое время – ни в коем случае не отвечай на её сообщения меньше чем через полчаса. Чем больше пауза, тем лучше. Даже если ты увидел уведомление. Она ни в коем случае не должна думать, что ты ждешь её сообщений…».

Эта увлекательная лекция прерывалась телефонным звонком. Парень громко икнул и ответил на вызов.
- Да, привет. – Неохотно сказал парень в трубку. - Покушал. Да, со мной всё хорошо.
Он встал из-за заваленного столика и  прошёл к выходу мимо урны и полки для использованных подносов, параллельно продолжая разговор.
- Нет, ни с кем ещё не познакомился. Мам, я над этим работаю. Я не виноват, что на сайтах одни шлюхи…

Работницы пекарни проводили его долгими взглядами. Не для них эта розочка цвела.

Показать полностью

Время и стекло 5

Был поздний вечер. Все работники студии уже разошлись. Остались только я и Дмитрий Сергеевич.

Я мучался над очередным рутинным проектом. Компания, выпускающая стеклопакеты хотела сделать учебный фильм о правильной установке своих изделий. В качестве основы они прислали инструкцию по эксплуатации на сорок страниц, не сопровожденную никакими комментариями.

Дмитрий Сергеевич дремал в своем кресле.
Проснувшись, он с удивлением окинул взглядом опустевшее помещение, взглянул на часы и заварил себе чашку зеленого чая. Пока чашка остывала, он разложил небольшой этюдник и принёс коробку с красками и кистями.

Все стены в студии были увешаны картинами в застекленных рамках. Там были яркие сюрреалистические пейзажи, простенькие натюрморты, написанные масляными красками. А также наброски, которые Дмитрий Сергеевич сделал, как мне как-то раз сказал Сева, чаем. Потому что наш технический директор не очень любил работать карандашом и акварелью, а чай, заваренный в нужной пропорции давал именно тот оттенок, который ему нравился.

- Будете рисовать? – Задал я риторический вопрос. Больше от скуки, чем из любопытства.
- Попытаюсь. Сейчас время хорошее. Тихо. Никто под рукой не будет ходить. А ты чего тут сидишь? Рабочий день закончился.
- Завтра оконщики должны выйти на связь. А у меня ни черта не готово. – Признался я.

Дмитрий Сергеевич некоторое время помолчал, прихлебывая чай.
- А чего они хотят?
Вопрос поставил меня в тупик.
- Фильм учебный. По установке своих окон.
- Это очевидно. А итоговый результат они как представляют? Длинный фильм. Короткий фильм. Яркий, смешной, бледный, серьезный?
- Не знаю. – Подумав, ответил я. – Да они и сами, по-моему, не знают.
- А сам ты чего хочешь?
- В каком смысле?
- Да в прямом. Ты как-то сам итоговый результат представляешь? Хочешь сделать фильм каким-то особенным?

Он поставил кружку на стол. Установил на этюднике небольшой холст и принялся неторопливо над ним работать.
- Если честно даже не думал об этом. – В конце концов ответил я. – Больше переживаю, что облажаюсь.
- Хорошо, что ты это осознаешь. – Кивнул Дмитрий Сергеевич. – Но нужно понимать также, что у тебя ничего не будет получаться, если ты и дальше будешь продолжать в том же духе. Сейчас перед тобой две проблемы. Первая – у тебя не хватает опыта. Но это временная проблема. Ты тут уже который месяц?
- Четвертый.
- Четвертый. И, наверное, уже примерно понимаешь наши возможности. Что технически сделать для нас реально, а что нет. Так что это просто вопрос времени. Наберешься опыта.

Он говорил, а его руки действовали словно сами по себе. На холсте начали возникать очертания.
- А вторая проблема?
- А вторая проблема в том, что ты боишься чего-то хотеть сам. Чтобы всё получилось, тебе нужно хорошо понимать, чего лично ты хочешь от проекта. В идеале ещё и знать почему. Когда и то, и другое появится, то ты сможешь как дважды два объяснить клиенту почему лучше сделать вот так, а не как-нибудь ещё. И с теми клиентами, которые сами толком не понимают, что им надо - никаких проблем не будет. Предлагаешь им своё видение, и они на него соглашаются, за неимением собственного. Пока этого не случится – ты так и будешь пытаться угадать чьи-то туманные желания и выполнять чужую волю из-под палки. А это ни к чему хорошему не приведет.

Я углубился в размышления. Он продолжал работать над холстом.
- Дмитрий Сергеевич, а я всё хочу спросить…
- Ау?
- У вас на верстаке маленькие баночки стоят. В которых часы лежат. Для чего они?
- Да это придурь. Законсервированное время. – Усмехнулся технический директор. – Традиция у меня такая. Когда кто-нибудь увольняется, я запечатываю в баночке такие копеечные часики.
- А что это значит?
- Да ничего не значит. Просто красиво смотрится.

Он ненадолго задумался.
- Хотя если глубже копнуть, то это квинтэссенция того, чем мы тут занимаемся. Мы же берем какой-то кусочек чужой жизни. Свадьбу, работу торгового комплекса или вон твою установку окон. И консервируем с помощью камеры и пленки. Через двадцать лет люди разведутся, комплекс закроется, а про твои окна может быть уже никто и не вспомнит. А видео останется. Такая вот аллегория.

Он удовлетворенно посмотрел на набросок на холсте, допил чай и развалился на диване. Я взглянул на холст. Там была изящная фигура обнаженной танцующей девушки.
- Это Елена Аркадьевна. – Сказал технический директор, перехватив мой взгляд.
Наш директор был пятидесятилетней дамой рубенсовских форм. Заметив моё удивление, Дмитрий Сергеевич добавил:
- Не сейчас, конечно. А когда-то давно. Но я всё ещё вижу её именно такой. – Он кивнул на холст. – Тоже вон, если хочешь – законсервированное время. Как мне кажется, это вообще одна из побочных функций любого искусства. Запечатлеть интересный момент. Открой, пожалуйста окошко.

Он достал откуда-то и поставил на стол крошечную пепельницу. Затем вынул из пачки сигарету и щелкнул зажигалкой. Я машинально открыл окно и ошеломленно сказал:
- Здесь же нельзя курить!
- Да всё здесь можно. – Отмахнулся Дмитрий Сергеевич, выпуская дым в высокий потолок. – Особенно когда никто не видит.

Показать полностью

Время и стекло 4

Ранним утром четверга мы сидели за столом в общей комнате и пили чай. Я, монтажер Сева и секретарь Фаина. За окном был серый октябрьский дождик. Настроение у всех было безрадостное.

- Ну что, боевая команда! - Бодро сказал присоединившаяся к нам Елена Аркадьевна. – У кого какие планы на сегодня?

- У меня весёлый денек предстоит. – Поделилась Фаина. – Нужно с документами в налоговую ехать.

- Добро. – Кивнула наш директор.

- А мне сейчас ехать свадьбу снимать. – Отрапортовал Сева. – Придется таскаться под дождем с женихом и невестой. И потом сами же будут жаловаться, что видео не очень получилось.

- Мужайся, Сева. – Подбодрила его Елена Аркадьевна. – Студия тебя не забудет.

- У меня сегодня тоже денек будет непростой. – Внёс свою лепту я. – У меня одновременно по двум заказам сроки горят. Надо для вафельных трубочек текст закончить.

- Это те, которые нам для съемок три коробки сладостей прислали?

- Да. Для фотосессии, и чтобы мы «получше познакомились с продуктом». А ещё юбилейное видео для директора, нужно придумать. Это который газосварочное оборудование выпускает. У меня была пара идей. Но его жена хочет, чтобы мы за основу взяли образ Знайки из «Незнайки на луне». Даже диск вон притащила. Хотят из мультфильма фильм сделать.

- Жена - это та, которая тараторила как пулемет?

- Да. Плюс там ещё секретарь подключилась и его дочь. У каждого есть «свое видение», но все сошлись на том, что за основу надо брать это долбаного Знайку.

- Ох… - Сочувственно покачала головой Елена Аркадьевна. – Тебе сегодня особенно не повезло. Что ж, ребята. Дерзайте!

Мы допили чай и разошлись. Каждый по своим нелегким делам. Фаина – разбираться с бюрократическим аппаратом налоговой. Сева – таскаться с тяжелой камерой под дождем. А я – есть вафельные трубочки и смотреть «Незнайку».

Показать полностью

Время и стекло 3

Мой рабочий стол располагался в общей комнате. Сидеть приходилось спиной ко всем.

Сзади постоянно разговаривала по телефону секретарь Фаина. На длинном диванчике все время кто-то сидел, пил чай и беседовал на околорабочие темы. За спиной то и дело шастали коллеги.

К концу второго месяца я почувствовал, что мне очень неудобно так работать. Когда я пытался вымучить текст для очередной рекламы магазина обуви или учебного фильма о правильной установке стеклопакетов то никак не мог отделаться от ощущения, что вся студия смотрит в монитор через моё плечо. Ещё неудобнее было искать с помощью казенного интернета всякую чепуху и читать с монитора скачанные романы Альфреда Бестера.

Как-то раз я собрался с духом переступил порог кабинета директора.

- Елена Аркадьевна, а можно мне за другой стол?

- А твой тебе чем не нравится? – Нахмурилась она.

- Там атмосфера какая-то не вдохновляющая. – Почти не соврал я.

- А куда я тебя ещё посажу? Мест больше нет.

- Так в монтажке же стол свободный есть.

Стол там действительно был. И он был совершенно свободен. Проблема была в том, что главным монтажером был Женя, который воспринимал монтажку как личный кабинет. Мириться он мог только с компанией второго монтажера Севы. Поскольку он отвечал за производство самых крупных заказов, директор шла на определенные уступки.

Я посмотрел на неё особенно печальным взглядом. Она смягчилась. Затем почему-то посмотрела на часы и вдруг улыбнулась.

- Ну хорошо. Пересаживайся.

Я возликовал и очень быстро, в течение трех минут, перебазировался за удобный угловой стол в монтажке.

- Ну здравствуй. – Кисло поприветствовал меня Женя и пошёл о чем-то беседовать с Еленой Аркадьевной. Через несколько минут он вернулся с озадаченным лицом, но ничего не сказал.

На новом месте было шикарно. За моей спиной была глухая стена и был волен заниматься чем угодно. Передо мной расстилался шикарный вид на панорамное окно, а также на большие мониторы, на которых Женя монтировал что диковинное.

В такой идиллии прошел примерно час. Потом из приемной послышались чьи-то голоса и минуту спустя в монтажку вошла Елена Аркадиевна, пропустив перед собой молодую симпатичную девушку со сверкающими глазами.

- Коллеги, знакомьтесь. Это Наталья, наш новый заказчик. Наталья, это Евгений, наш лучший монтажер. Он как раз и будет монтировать ваш учебный фильм ближайшие пару дней.

Наташа с сомнением покосилась на меня.

- А может быть где-то в более приватном помещении? Материал довольно специфичный…

- Не переживайте! – Развеяла её сомнения наш директор. – Народ у нас крепкий. Бывалый. Всякое видели.

Наташа вручила Жене диск с исходниками для монтажа. Ещё раз с сомнением покосилась на меня и уселась в кресло рядом с Женей. Тот тяжело вздохнул и запустил видео.

- Уууууууаааааааааааа!!!! – Раздалось из колонок. – Ааааааааааа!!!

Я вздрогнул и машинально взглянул на монитор. Лучше бы я этого не делал.

На экране была беременная женщина с мокрыми от пота волосами. Камера брала общий план и было видно растянувшийся в крике рот, большой живот, раздвинутые ноги и то, что было между ними.

- АААААААААААААААААА!!! – Заорали колонки.

«АААААААААААААААААА!!!!» - мысленно заорал я, чувствуя, как необратимо деформируется моя психика.

- Аааааааааа… - Растерянно протянул Женя, на глазах приобретая пепельно-серый цвет лица.

- Ох… - Сочувственно морщилась Наташа. А потом оператор взял крупный план.

- Я, пожалуй, вернусь за свой стол. – Скорее попросил, чем поставил я в известность Елену Аркадиевну минуту спустя.

- Уверен? – Уточнила она.

Из монтажки всё ещё доносились протяжные крики роженицы.

- Ну как знаешь, как знаешь…

Показать полностью

Время и стекло. Ч. 2

***

- Повезло тебе, - голосом доброй волшебницы сказала Елена Аркадьевна в мой первый рабочий день, - сейчас поедем к одному заказчику. Если договоримся, то ты будешь курировать проект.

Это звучало солидно. У меня сразу зачесались руки. Хотелось срочно что-нибудь покурировать. Тем более, что первая половина дня прошла, мягко говоря, не так активно и увлекательно, как мне рисовалось в воображении.

***

К девяти утра этого же дня я приехал через весь город к закрытой двери офиса. Примерно в 9.15 пришёл первый из моих новых коллег. Это был тридцатилетний парень из Владивостока по имени Сева. Как он сам себя рекомендовал – оператор, монтажер и, в некоторых случаях курьер. Сева угостил меня чаем с пряниками. Мы уселись на диванчике в общей комнате. Телевизор напротив стола показывал длинную видеозапись чьей-то свадьбы.

Как оказалось, съемка и монтаж свадебных видео был одним из нескольких регулярных источников дохода студии. Единственное место куда можно было поставить оборудование для перегонки отснятых пленок в цифровой формат оказалось перед обеденным столом. Поэтому ни один прием пищи здесь не обходился без «Горько!» и «А теперь давайте выпьем за молодых!». За год работы я пересмотрел больше полусотни свадеб. На моих глазах женились богатые и бедные люди, красивые и уродливые, толстые и худые. И единственный вывод, который я смог для себя сделать спустя этот год – все свадьбы совершенно одинаковы.

К половине десятого пришла секретарь по имени Фаина. Она тоже была не только секретарем, но и делопроизводителем, диктором, моделью и ассистентом режиссера. Вслед за ней пришла девушка по имени Юля, которая туманно отрекомендовалась: «Стажер». Потом кряхтя и охая, пришёл Дмитрий Сергеевич. Проворчал, что мы все бездельники и только чаи гоняем, после чего незамедлительно уселся пить чай сам. В десять часов пришёл монтажёр Женя. Он поздоровался, скептически осмотрел наше свадебное чаепитие и отправился монтировать рекламную заставку для известной розничной сети (ещё один из регулярных источников дохода студии).

В полдень наконец-то приехала Елена Аркадьевна и все моментально разбрелись по делам.

- Повезло тебе, - сказала она мне после приветствия, - сейчас поедем к одному заказчику. Если договоримся, то ты будешь курировать проект.

***

Пока мы ехали к новому заказчику, она дала мне короткую вводную. Рекламировать нам предстояло некий торговый комплекс, который располагался у метро «Пролетарская». Раньше дела у комплекса шли более-менее благополучно. Но потом станцию метро закрыли на ремонт и поток покупателей иссяк. Срочно нужно было предпринимать какие-то меры и руководство комплекса решило выделить деньги на рекламу.

Директор комплекса Станислав встретил нас ярко-желтой металлической конструкции, которой был декорирован центральный вход. Он с сомнением посмотрел на мои кеды, джинсы и футболку. Но Елена Аркадьевна уверенно сказала:

- Это наш креативщик.

И тот сразу успокоился.

- Вот это наша торговая зона. – Прокомментировал он открывшееся нам зрелище, когда мы зашли внутрь. – Раньше в этом здании размещался завод.

В принципе он мог бы обойтись и без комментариев. На уровне взгляда перед нами раскинулся рынок, почти ничем не отличающийся от стихийных рынков, образовавшихся в девяностых годах. Огромное помещение было разделено на блоки-магазинчики, которые отделялись друг от друга тонкими перегородками. Продавали тут в основном пиратские диски и одежду.

Но стоило взглянуть чуть повыше и взору представлялся рабочих цех во всей красе. С техническими лестницами, остатками промышленного крана. С пыльными металлическими балками под потолком и немытыми окнами, сквозь которые не проходил солнечный цвет.

Пока мы ходили между одинаковыми рядами Станислав просто и понятно изложил задачу.

1. Бюджет очень небольшой, но рекламный ролик должен выглядеть так, как будто бы он большой.

2. Снимать можно будет где угодно и что угодно, но некоторые магазины и их ассортимент, лучше не снимать. А точнее их снимать категорически нельзя.

3. Ролик нужен очень срочно. Как говорится «ещё вчера». Но подписать договор и закинуть предоплату они смогут только через неделю.

4. Каким именно он должен быть рекламный ролик Станислав не знает. Мало того, итоговую работу будет принимать не он, а учредитель, который тоже не знает. Но именно поэтому они и обратились к профессионалам. То есть к нам.

- Есть ещё какие-то вопросы? – Уточнил Станислав, покончив с объяснениями. – Или всё ясно?

У меня на языке вертелось множество вопросов, но Елена Аркадьевна уверенно сказала:

- Яснее ясного.

Мы договорились, что они пришлют нам договор и предоплату. А мы им – варианты рекламного ролика в текстовом описании. После чего мы пожали руки и разошлись.

В течение нескольких следующих дней я мучительно пытался родить хоть какую-нибудь идею для видео. С выдуманными компаниями дело двигалось как-то попроще. А тут перед глазами живо вставал вещевой рынок с заводскими потолками и вдохновение моментально растворялось.

К тому же стоило мне подойти с какой-нибудь мыслью к Дмитрию Сергеевичу, как тот, внимательно выслушав, качал головой и говорил:

- Не получится сделать «плавный пролёт над головами». Для этого кран нужен и рельсы. А у этих шибздиков бюджета только на камеру со штативом.

Дело кончилось тем, что к самому дедлайну я выдал два концептуальных сюжета, которые с запасом уместились на одной страничке вордовского файла. Подумав, я чисто для объёма написал, как мне показалось, совсем топорный вариант видеоролика: нарезка съемок магазинов и кафе, под музыку и с закадровым текстом, где просто перечислялось всё хорошее, что было в торговом центре с прилагательными: «уютный», «широкий», «прекрасный», «высочайший».

- Первые два, честно тебе скажу, сомнительные. А вот третий – очень хорош. – Прокомментировала Елена Аркадьевна. – Именно то, что они хотели.

- Это именно то, что мы хотели. – Сказал Станислав мне по телефону про третий вариант, после того как я отправил ему файл на почту. – А первые два, если честно, какие-то сомнительные.

После этого я немного успокоился.

Однако дальше начались странности. Станислав в каждой беседе подчеркивал, что ролик нужен как можно скорее. Но с договором и предоплатой они тянули две недели, вместо обещанной одной. Потом его руководство перечитало текст и попросило заменить «прекрасный» на «красивый», а «высочайший» на «достойный». А потом прочитало исправленный текст и попросило переделать всё обратно.

Только спустя три недели мы получили предоплату и указание приехать на съемки в строго определенные часы определенного дня. Снимать материал поехали мы с Севой. Половина магазинов с одеждой и большая часть магазинов с дисками были таинственным образом закрыты на переучет. Мы походили по торговым рядам. Сева присмотрел себе новую футболку. Мы немного пофлиртовали с продавщицами косметики. С согласования Станислава бесплатно пообедали в японской забегаловке под предлогом съемки (суши были настолько вкусными, что в ролике мы по собственной инициативе показали их вывеску и блюда крупным планом и в тот момент когда за кадром шел текст «с превосходной кухней»).

Опытным путем мы отыскали несколько углов, с которых в кадр попадал торговый центр, но не попадал завод и вполне довольные собой уехали монтировать получившийся материал. Монтаж занял пару дней. Дмитрий Сергеевич немного поколдовал с эффектами и в результате кадры «выплывали» на экран с разных сторон и были обрамлены рамками, что несколько смягчало убогость бетакамовской съемки. К тому же он сделал в 3D-редакторе (кажется, так называлась софтина, в которой он работал, но не ручаюсь) придуманный нашими общими усилиями фон, который представл собой дождь из мелких логотипов торгового комплекса. Музыкальным фоном мы пустили песню Del Shannon – Runaway. Получившийся результат был бесконечно далек от того, чем я планировал заниматься, когда устраивался на студию, но в целом производил не слишком постыдное впечатление и участвовать в его создании было как минимум нескучно.

Мы уложились в дедлайн. Получили оставшуюся часть оплаты. Приготовили к передаче исходник видео. А потом заказчик неожиданно пропал. Только спустя три месяца представители торгового комплекса вышли на связь и забрали диск с файлом. Ещё через месяц они пригласили нас на встречу. На этот раз они хотели обсудить варианты размещения видео на каком-нибудь кабельном канале или где-нибудь ещё.

Оказалось, что первоначальная спешка была связана с тем, что ролик хотели разместить на DVD со свежим боевиком с Джейсоном Стэтхэмом. Он должен был стать непроматываемой частью, которая транслировалась перед тем, как появиться меню диска. Однако сперва дистрибьютер задержал выпуск тиража. А потом, когда тираж был выпущен, а ролик вмонтирован куда нужно, всю партию «заморозили», поскольку она была контрафактом.

Пока мы общались, я огляделся. Весь кабинет был заставлен картонными коробками. Каждая из них была забита дисками, с обложек которых хмурился Стэтхэм.

Вся эта чехарда дала мне небольшое представление о том, как работает видеостудия. Но ещё больше информации она дала мне о том, как в реальности работает бизнес.

Повезло мне.

Показать полностью

Время и стекло

Когда-то очень давно, когда курить можно было прямо в кафе, в моде был стиль «эмо», а в интернет все выходили в основном через телефонную сеть, мне срочно понадобилась работа.

Я был 20-летним студентом-бездельником и мечтал о богатстве и славе. Папа предложил мне вакансию подсобника со свободным графиком у него на стройке. Мама настаивала на работе уборщиком в ночную смену, которую нашла для меня через знакомых её знакомых. Но я был упрям. А ещё наивен, глуп и очень высоко ценил свои способности. Той весной мне почему-то приспичило попробовать себя в качестве рекламщика. Казалось, что реклама – это нечто креативное, классное и безумно денежное и что меня в этой сфере натурально должны с руками оторвать и с порога забросать деньгами.

Я высосал из пальца несколько коротеньких сценариев для рекламных роликов несуществующих компаний в качестве иллюстрации гениальности своего ума. Сервисы для поиска работы в те дни уже существовали, но широкую популярность ещё не успели приобрести. Поэтому я взял в руки пылившийся возле телефона в квартире моих родителей увесистый «Весь Петербург», открыл его на букве «С», нашел раздел «Студия» и методично обзвонил все компании, которые там были. Заняло у меня это дело два дня. Опыт был интересный и чрезвычайно полезный. Узнал много нового о себе и людях и немного охладил свой юношеский пыл.

Папа отпускал саркастические комментарии. Мама качала головой и говорила, что я бьюсь головой о каменную стену. Но это только сильнее подстегивало моё упрямство.

Всё-таки, среди «нам это не интересно», «скиньте на общую почту что там у вас» и многократного прослушивания классической музыки, выставленной вместо гудков в режиме ожидания, мне удалось собрать два десятка электронных почт. На них я единой рассылкой отправил результаты своих творческих потуг и на следующий день принялся пожинать плоды спама.

- Ты с ума сошел? – Говорила мама. – Думаешь тебя вот так на работу с улицы кто-то возьмет?

- Страдаешь какой-то херней. – Качал головой отец. – Энергию некуда девать? На стройке быстро ей нашлось бы применение. Я ещё понимаю, если бы ты спортом увлекся. Тратишь время на какую-то бесполезную фигню.

Сценарные потуги, к моему разочарованию, никто не оценил. Сильно подозреваю, что основная масса их даже и не читала. Не могу их за это осуждать. Однако, в одном месте их всё-так прочитали, проявили умеренный интерес и попросили явиться лично на собеседование.

- Смотри там осторожнее. – Предостерегала меня мама. – А то разведут как лоха. Оформят на тебя все свои долги. Будешь потом всю жизнь расплачиваться.

- Да, смотри в оба. – Согласно кивал головой отец. – Мало ли чем эта студия занимается. Может они пираты. Или порнуху снимают и ищут дураков по объявлению.

Это оказалась крошечная видеостудия, располагавшаяся в одном из офисов бизнес-центра, переделанного из бывшего НИИ на самом севере Питера. Я жил на самом юге (и даже ещё южнее) и дорога от дома до потенциального места работы заняла примерно полтора часа, но такие мелочи меня в те времена не смущали.

Владела студией почтенная супружеская пара – Дмитрий Сергеевич и Елена Аркадьевна. Основным направлением их работы была реклама на районном кабельном канале для местных мелких предпринимателей и бюджетная реклама без размещения для некрупного бизнеса.

Дмитрий Сергеевич был профессиональным фотографом и видеооператором. Он отвечал за техническую сторону бизнеса – контролировал монтаж и производство визуальных эффектов. Руководил съёмочным процессом. Закупал оборудование. На каждой стене в помещении студии висели его картины.

Елена Аркадьевна была генеральным директором и выполняла административную часть работы. Вела переговоры с заказчиками, договаривалась о коммерческих условиях и вела кадровую работу. Женщиной она была очень коммуникабельной и добросердечной.

На собеседовании Елена Аркадьевна окинула меня заботливым материнским взглядом поверх очков, оценила мой юношеский энтузиазм, интеллигентный внешний вид и умение членораздельно и грамотно разговаривать. После чего предложила ставку внештатного сотрудника с окладом в восемь тысяч рублей на неполный рабочий день. Я постарался сдержать глупую счастливую улыбку, и мы ударили по рукам.

Услышав, как долго мне нужно добираться до нового места работы, мама закатила глаза и покрутила пальцем у виска. Услышав какую зарплату я буду получать, папа несколько нервно рассмеялся и махнул рукой на дальнейшие воспитательные беседы. А я молчал, снисходительно улыбался и тихо праздновал свою победу.

Мне было 20 лет. Я был молод, наивен и бесконечно упрям.

Показать полностью

Однажды мне пригодилось знание языка

Мне было 17 лет. После школы я отдыхал, развалившись в кресле и смотрел русское MTV.
Рядом на диване сидели гостившие у нас в ту пору бабушка и дедушка. Они время от времени бросали на экран недовольные взгляды, но не возражали, поскольку по установленной в семье очереди сейчас было моё время переключать каналы.

После рекламной заставки начался клип на песню певицы Dido: «Thank you». Дед недовольно зацыкал языком, оторвавшись от кровожадного русского детектива. Бабушка сокрушенно вздохнула, на секунду оторвавшись от вязания.
- Мдэээ. – Хрипло протянул дед.
- Кикимора какая-то растрепанная. – Согласилась бабушка.
- О чем поет, для чего поет…
- И показывают непонятно что. – Кивнула бабушка. – Помнишь нашу эстраду? Какие голоса были. Какие стихи! А это что? Ни к селу ни к городу… Помнишь Ободзинского?
- Да, что там Ободзинский. Даже Пугачева и та была артисткой с большой буквы. А это – галиматья какая-то…

Я хотел как обычно проигнорировать эти инсинуации, но подростковый бунтарский дух за меня неожиданно брякнул:
- Хорошая песня. Про любовь. Чего там непонятного?
Бабушка с дедушкой повернули ко мне недоверчивые лица.
- А ты чего – понимаешь, что ли? – Не без яда поинтересовался дед.
- Ага. – Кивнул я, стараясь не показывать чувство собственного превосходства.
- И о чем же?

Я задумался. Мой английский был не так чтобы хорош, но позволял в целом понять смысл слов. Проблема была скорее в том, как пересказать его старшему поколению.
- Девушка поёт о том, что сейчас у неё в жизни не лучший период. За окном дождь. На работе сложности. И вообще в целом всё плохо. Единственное, что поддерживает её – это то, что в жизни есть любимый человек. Её любовь к нему настолько сильна, что даже его фотография на стене позволяет ей верить, что всё не так уж плохо.

Вязальные спицы остановились. Страница детектива осталась неперевернутой.
- А почему показывают какой-то дом? – Наконец уточнил дед.
- А это иллюстрация к песне. Видишь, район застраивают многоквартирными домами? А у неё маленький частный дом, который не вписывается в окружение. Его хотят снести, а её выгоняют. Единственное, что ей удается спасти из вещей это фен. Но она не унывает и не опускает руки, потому что в её жизни есть вещи, которые невозможно разрушить бульдозером.

С тех пор каждый раз, когда на экране появлялась Dido они просили меня оставить и сделать погромче. «Вот ведь девчонка какая молодец. И голосище есть, и красивая и песни хорошие поёт».
Кажется, Dido заняла достойное место между Ободзинским и Пугачевой.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!