Вчера начала и вчера же закончила читать "Ангела для сестры" Джоди Пиколт. Пожалуй, уместным будет упомянуть, что я переключилась на неё с "Беглецов" Нила Шустермана, освоенных почти на треть в формате: "ну, вот, ещё пару глав позеваю, и будет что-то стоящее". В ставшем уже классикой подростковых романов формате антиутопии Шустерман говорит о мире будущего, где родители имеют право отдавать детей 13-18 лет в разборку на органы. Не самая жизненная теория, на мой взгляд, но случаются фантазии и посмешнее. В романе есть все предпосылки для основообразующего конфликта, борьба с системой, этические вопросы, развитие характера… Последнее, признаться, больше всего привлекает в юношеской литературе вообще: даже когда можешь отвлечённо оценить всех персонажей книги и выделить критерии отбора главный/второстепенный (как это было при чтении «Уродины» Вестерфельда), интересна динамичная психика персонажей, реактивность, которая делает их более естественными, живыми.
К сожалению, «Беглецы» не цепляют. После нескольких глав начинаешь задумываться о следующей книге, которая встанет утешительным барьером между работой и учёбой. Через 30 минут листания списков литературы на просторах «великого и могучего» интернета я наткнулась на описание книги «Ангел для сестры» американской писательницы Джоди Пиколт: «Анна не больна, но в свои тринадцать лет перенесла бесчисленное множество операций, переливаний, инъекций. И всё для того, чтобы помочь сестре, больной лейкемией. Как сказали родители, для этого Анна и появилась на свет.» С первых страниц, где девочка-подросток обращается к адвокату, чтобы подать в суд на своих родителей, книга держит в напряжении. И дело не только в вопросах медицинской этики или этики семейной. Над текстом ощущается что-то вроде маркера — «основано на реальных событиях», — не просто фантазия, а попытка взглянуть на вопрос, который не находит решения в течение последних 10 лет. Второй ребёнок в качестве аллогенного донора для первого. Стволовые клетки, кровь, костный мозг. Да, для родного человека. Возможно, не так уж опасно для здоровья донора, тем более, что возможности человеческого организма к восстановлению удивительны. Только ощущение, что второй ребёнок — ходячая аптечка, не оставляет. И не виновата в совей болезни старшая сестра, и множество оправданий для родителей, и девочка-донор мучительно переживает ситуацию, в которой самозащита равнозначна убийству сестры.
Джоди Пиколт показывает сложившуюся ситуацию глазами адвоката, опекуна-представителя, всех членов семьи. За исключением, разве что, больной сестры Анны, чьё присутствие лишено собственного взгляда, но как стержень в детской пирамидке удерживает всех участников. Её влияние ощутимее в интермедиях, которые относятся к прошлому, хотя вопрос о жизни и смерти стоит в текущем моменте повествования. Текст очень динамичен и имеет свою ритмику, которая не позволяет оторваться от книги даже, когда ход событий нарочито замедляется. Это целая жизнь сжатая в концентрированный, кипящий клубок, где нет чистых цветов, однозначных оценок и правильных ответов.
Финал романа несколько разочаровывает, хотя нафантазировать позитивный финал действительно не получается, а традиция «убивать» ставших неудобными или лишними героев стара, как сама литература. Книгу очень рекомендую к прочтению. Написано хорошим языком (не знаю, что там в оригинале, но перевод мозг читателя не травмирует). Однозначно стоит затраченного времени.