atgmKornet

Пикабушник
Дата рождения: 01 января 1991
поставил 16554 плюса и 4594 минуса
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
За участие в Пикабу-Оскаре 5 лет на Пикабу
13К рейтинг 3 подписчика 25 подписок 2 поста 1 в горячем

Экспедиция в Воронцовскую систему пещер

Речь пойдет о знаменитой в наших узких кругах Сочинской пещерной системе - Воронцовке. Многие спелеологи свой подземный и экспедиционный путь начали как раз с этого природного объекта. Легкая доступность, низкая сложность и весьма точные описания маршрута (пусть и устаревшая топосъемка) делают из Воронцовки отличный учебный полигон, чем во всю пользуются спелеоклубы, вывозя туда новичков. Приехать туда можно и на экскурсию, часть пещеры доступна для посещения без всякого снаряжения и спецодежды. Сама система расположена у Калинового Озера, что находится над Хостой. Ценой экскурсии, к сожалению, не интересовался, мы не платили.

Теперь пара слов о самой системе, она состоит из четырех основных пещер: Воронцовкой, Лабиринтовой, Кабаний, и обособленно стоящей Долгой. Первые три можно пройти насквозь, а с Долгой идет приток воды. Система в основном горизонтальная, но в Кабаний провал и для спуска в Зал Очажный, что являются логическими крайними точками пещеры, понадобится веревка.

Экспедиция в Воронцовскую систему пещер Спелеология, Пещеры, Туризм, Длиннопост


Сама экспедиция:
Началось все за неделю до выезда, на терминале транспортной компании, когда мы отправляли три кубометра груза из холодного Санкт-Петербурга и солнечный город Сочи. Терять с трудом выбитые дни январского отпуска на тряску в поезде не хотел никто, все летели самолетом, и проблему багажа пришлось решать подобным образом. За неделю, которую наш груз добирался, по различным жизненным обстоятельствам отвалилась пара участников, но их вещи были уже в пути. Совсем зеленых в этот раз в нашей компании было мало. В общем-то всего два. Все остальные обладали тем или иным опытом. Что не сказать о группе москвичей, что жили параллельно с нами. Как я понял, там новички были в преобладающем количестве.
Житьпредстояло в палатках и домике с печкой на месте временами действующего магазина. Была небольшая банька, в которой иногда мылись. От лагеря до входа через грот Прометей было метров 200-250.

Первоначально в планах было навесить тренировочную трассу, прогнать через нее всех, разделить на группы по скорости, самых медленных оставить доучиваться, но посмотрев на прогноз погоды и поняв, что возможно единственный день без дождя будет самым первым, и тратить его на такие "ненужные" вещи как тренировки, жалко, решили творить дичь и ходить по пещерам сразу, да еще и толпой в 17 человек. Правда роль еще сыграло то, что у нас было всего 5 полных дней, да и новички прошли некоторую программу вертикальной подготовки еще в СПб.
Первым маршрутом стала самая удаленная от нашего лагеря - пещера Долгая. Горизонтальная пещера, вход в которую начинается в карстовой воронке. Шли без гидрокостюмов и потому первое препятствие встретили сразу после входа. Узостью это не назвать, но на четвереньках уже не проползешь, слишком низко. Ложиться тоже не хочется, по центру лужи. Потому и прозвали ее "крокодилом", так эти пресмыкающиеся наглядно показывают технику прохождения. Далее чего-то особенного описывать нет смысла, долго идем по местами меандрирующему (меандр - форма подземного рельефа, представляющий из себя проточенную водой извилистую щель, рай для тех, кто любит лазить распором) подземному руслу, перелазим глубокие лужи, спускаемся вдоль небольших водопадов, добираемся до предсифонной комнаты, но в нее не заходим, так как уже слишком много воды и не намокнув, к самому сифону не пройти (сифон - полностью затопленная водой часть пещеры). Обратный маршрут по собственным следам. Управились часа за 2-3, с фоточками, позированием и даже расстановкой света в пещере.

Экспедиция в Воронцовскую систему пещер Спелеология, Пещеры, Туризм, Длиннопост

Собственно сама Долгая. Посмотрите на то, какие яркие и чистые у всех комбинезоны в первый боевой день.


Второй день встретил нас накрапывающим дождиком. Предсказания метеорологов начали сбываться. Сегодня в планах было прогуляться от грота Прометей до Глиняной Галереи и Египетского кольца, в одном месте месте предстоял даже небольшой восьмиметровый дюльфер. Было решено брать системы (обвязки) без зажимов и усов самостраховки, а только со спусковым устройством. Вход в грот Прометей оборудован бетонной лестницей и даже перилами, но пройдя метров пятьдесят по туристической части пришлось свернуть в неприметный проход, ведущий вглубь. С первого взгляда бросилось заметное отличие от ранее посещенной Долгой, была глина, а сама пещера сильно ветвилась. Без проводника здесь имелась вполне реальная возможность некоторое время поблуждать, а то и вовсе уйти куда-то не туда. Несколько раз пересекали подземные ручьи, проходили рядом с водопадами, в одном месте пришлось идти прям через струю ручья, падающего с потолка, но в целом все оставались сухими. У самого Египетского кольца организовали перекус. Попили чай, наделали бутербродов салом.

Экспедиция в Воронцовскую систему пещер Спелеология, Пещеры, Туризм, Длиннопост

Перекус в Лагерном Ходе после посещения Египетского Кольца


Если до этого к Египетскому Кольцу мы подошли с севера, сделав обход через Главную Галерею, то теперь решили пройти на юг, и выйти в Глинистый Ход. Прямо с потолка в него спускается восьмиметровая веревка. В общем-то ради этого можно было обвязки не тащить, а воспользоваться каким-нибудь из способов спуска без снаряжения, но тут еще был спортивный интерес. Было препятствие и перед спуском - сужающийся ход, в конце которого пришлось уже ползти. Из-за того что народу было много, а некоторым на выходе из него захотелось пофоткаться, образовалась небольшая пробка. Когда лежишь в узости, где развернуться невозможно, впереди непонятно что, но люди тоже не ползут, сзади в аналогично ситуации еще человек пять, тянет на философию и мат. Отомстили фотографу, зацепив ему за ногу транспортный мешок без его согласия.

После спуска пошли обратно на выход. Сюрпризом стало то, что на улице в это время лил нехилый дождь. Косвенно это стало заметно по тому, что ручьи серьезно усилились, стало более шумно из-за воды, но некоторым препятствием это обернулось уже ближе к выходу. Один из ручейков, который мы переходили не замочив сапоги, разлился в приличную лужу с водой по пояс. Сухими, в этот раз, смоги выйти только три девочки, которых один герой элементарно перетащил на закорках. Из-за большего количества препятствий и перекуса, прогулка заняла 7 часов.
Третий день планировался для встречного траверса через Кабаний провал и грот Прометей, но решили этого не делать, так в системе хорошо ориентировался только наш глава экспедиции. Соответственно для второй группы все оборачивалось бы веселым приключением с очень большой вероятностью. Потому решили посетить грот Очажный. Входить решили через Ход недоступности. Вообще данный отрезок самый требовательный именно к вертикальной спелеологии. Навеска здесь у нас имела почти все свои элементы, начиная от оттяжек, заканчивая перилами, как обычными, так и тирольскими. Собственно некоторая сложность была для новичков, остальные проскакивали что вверх, что вниз, весьма быстро. Сама пещера была большая и красивая, с натечными образованиями, красивой речкой, и отличным видом на выход. Также в Очажный ведет водопад, по которому можно свершить восхождение и погулять по еще нескольким залам. Гуляли часа 4, именно гуляли, так как побродить там было где, а препятствий особых не было.

Экспедиция в Воронцовскую систему пещер Спелеология, Пещеры, Туризм, Длиннопост

Выход из Очажного.


На четвертый день в палатке меня разбудило солнце, несмотря на то, что ночью я качественно так померз. Погода стояла отличная, но холодная. Сегодняшней целью был траверс Кабаний провал - грот Прометей. Половину этого маршрута мы уже ходили на второй день, так что по времени рассчитали те-же 6-7 часов. Сам вход через провал представлял собой небольшую дырень, переходящую в 50-метровый колодец. Когда-то туда навернулся кабан и элементарно сдох, отсюда и название. Что бы не повторить сей подвиг, москвичи до нас сделали весьма простенькую навеску. На этом техническая часть в общем-то заканчивалась. Спускались партиями по 2-3 человека. По словам главы, следовало идти по течению, а там, как надоест, или станет непонятно куда идти, следовало, где ни будь приткнуться, и ожидать. Он решил идти замыкающим. Первая и вторая партии спустилась и благополучно пропали из виду. В третьей шел я меж двумя новичками. На входе было весьма много воды, встретилось весьма неочевидное место, куда наша компания никак не хотела соваться. Надо лезть под огромный камень, куда утекает ручей. Мокро, низко, и не факт, что в правильно направлении. Куда делись люди перед нами - непонятно. Дождались еще одной партии, но они сами не знают дороги. Полез новичок, пришлось ползти следом, за нами никто не полез. Но весьма скоро на душе стало спокойней, помогли турики, оставленные до нас, но все равно попадались неочевидные места, куда можно было уйти блуждать. Пара человек даже сумела это сделать. Нашлись быстро.

Еще одним запомнившимся местом стал Ход Сочинских Спасателей. На этой карте его нет, но если найти Большой Тупик, то виден отросток вниз, который почти достигает прохода. Вот там в глиняной пробке его когда-то элементарно прорыли. А там где глина и вода, там  всегда много грязи. Чавкая, по колено в грязи, иногда гуськом, мы лезли по какой-то жопе метров пятьдесят. В общем после него цветовая дифференциация штанов уже не работала, а мой замечательный зеленый комбез приобрел равномерно серый цвет. Далее была обычная полоса препятствий, выход в знакомую часть, отрыв четверки впередиидущих от группы, блуждание, так как разумеется мы свернули не туда, и пойманная мной белая сороконожка (на фото не она).

Гуляли 6 часов, но обидней всего было добровольцу, взявшемуся тащить мешок с едой, так как в какой-то момент мы решили что лучше поедим на выходе, а на выходе решили, что до лагеря триста метров, и лучше поедим там.


Для тех, кто думает что мы ходили лишь пофоткаться и пожрать - не только.

Экспедиция в Воронцовскую систему пещер Спелеология, Пещеры, Туризм, Длиннопост

Мы еще охотимся вот на таких замечательных созданий. Дело в том, что пещеры часто являются уникальной изолированной экосистемой, и там вполне реально найти новый вид какого-нибудь жука.

А пятый день, мы купили вина и просто погуляли по округе, вечером нас ждали сборы, утром следующего дня - машина для сброски в Сочи. В самом Сочи тоже много замечательных мест, которые стоит посетить. Начиная Тисово-Самшитовой рощей, заканчивая Агурскими водопадами и выставкой минералов в РГО.


Фото предоставлены участниками экспедиции Артемом и Алексеем. Фото с насекомым - Василия.

Показать полностью 5

О дорожной ситуации со стороны дилетанта

Опыт вождения у меня всего полтора года, автомобиль - нива шевроле, то есть езда спокойна и не агрессивная, так как на этом автомобиле иную сделать невозможно)
Статья для тех кто собирается садиться на мотоцикл, пешеходов и начинающих автомобилистов класса меня.

1) Пешеходы. Самый лучший для выживания пешехода скилл - это опыт вождения. Зная своего врага вы его сможете просчитать в большинстве ситуаций и выжить.
Самая распространенная ошибка - это зебра дает полные права. Она их конечно дает, но не гарантию выжить. Любая припаркованная рядом машина ограничивает обзор двигающемуся автомобилю, и перед тем как начать переходить, выгляните из-за этого автомобиля, что бы оценить свои шансы, и что бы вас хоть как то заметил водитель. Многие водители притормаживают в таких слепых зонах от греха подальше, но не все, а вам явно такая рулетка не нужна. То-же самое с остановившемся вас пропустить автомобилями. Если одни ряд встал, то это не значить что на втором не окажется слепошарого придурка. Выглядывать надо из-за любой стоящей машины. Водители, которых это действие тормозит, прекрасно вас поймут и ругаться не будут (я про адекватных). Паранойя никого еще не убивала, скорее ее чаще недостаточно было.
Еще просьба - теперь со стороны водителя. Если вы раздумываете, пройти ли или нет пешеходный переход, то огромная просьба, не ступайте на дорогу. Думайте на пешеходной части. Если вы ступили и начали думать - у водителя (тут больше у меня нежели у дефолтного водителя) возникает мысль авто подставы, то есть как только водитель тронется -  вы ему под колеса и прыгнете, требуя потом 100500 бабла. В общем-то и все про пешеходов.
Ну а теперь главное, почему с велосипедов надо слезать, и нельзя пешеходный переход перебегать, а только идти. Ответ прост - вы быстрее, чем вас просчитывает водитель. Нормальный водитель привык к тому, что раз за 3-4 метров от перехода никого нет, можно давить газ и проезжать, так как даже если кто-то идет, он не успеет ступить на проезжую часть. Но он рассчитывает от обычно пешей скорости человека. Человек на велосипеде или бегущий, сильно ее превышает, что может послужить наезду на пешехода. Конечно большая часть автомобилистов готова к появлению таких индивидуумов, но всегда бывают исключения и рисковать вам незачем.

2) Мотоциклисты. Запомните, не каждый автомобилист хочет вас убить. Многие относятся уважительно и стоя в пробках даже освобождают межрядовое пространство для вашего проезда. Но тут кроются и подводные камни. Просто пример. Человек со встречки поворачивает налево (автомобиль), мигает желтый и автомобили встали, то есть для поворачивающего путь свободен. Поворачивающий смотрит на вставшие ряды и продолжает свой маневр. И тут сюрприз, гребенным ф-22 раптор невидимкой меж рядов выскакивает мот на желтый, и впечатывается в завершающий поворот автомобиль. Кто виноват? Конечно авто. Но даже я, осознавая эту проблему, завтра ее повторю и присяду за несчастный случай, повлекший смерть. И ничего с собой поделать не смогу. У многих автомобилистов это в подкорку в билось - ряды стоят, можно поворачивать, а то что между ними на сверхзвуковой несется истребитель - это их мозг не воспринимает и не готов к этому. По этому для мотов - междурядье в пробке хорошо, но не в коем случае не лезте в таком виде на перекресток, можно огрести и быть правым, но мертвым (самое хреновое то даже при 80км/ч вас уже не заметят, так как ряды стоят и водитель вас просто не ждет, а тормозной путь у вас больше).
Развиваем ситуацию. Человек со второстепенки выворачивает и в него прилетает мот. Виноват водитель со второстепенной? Конечно. Лучше ли от этого трупу мота? Нет. А секрет прост. Мало того что у вас силуэт меньше, и даже при нормальной скорости вы кажетесь дальше, так многие просто клали на скоростной режим. Если при нормальной скорости вы отделаетесь переломами и отсудите у автомобилиста деньги, то при превышении, он скинется на венок для вас и две гвоздики. Помните - ваша приемистость со скоростью нивелируется отсутствием конструктивной защиты (кузов авто) и большим тормозным путем.

3) Автомобилисты.
Советы простые - все те случаи, что я описал, были либо со мной (в том числе в качестве пешехода) либо я им был свидетель. Из-за остановившегося автобуса (а остановка обычно соседствует с переходом) могут выбежать люди. Есть куча долбодятлов, которые при виде автобуса будут резко кидаться под колеся вне зоны перехода. В общем любой общественный транспорт это риск наткнутся на неадеквата, на него спешащего.
Думаю вы прочитали пункт про мотоциклы и их владельцев, так что примите это на заметку. Если вы ведите в зеркало мотоциклиста, он скорее всего ближе чем кажется. При поворотах пытайтесь смотреть в междурядье, хотя это почти нереально. На трассах не виляйте по ряду, езжайте спокойно и стабильно.
Поворотники!!! Главный пункт для таких как мы. Они делают нас предсказуемыми. Даже во дворе их включайте когда автомобилистов рядом нет, многим людям вокруг станет легче, если они будут знать ваши намерения. И вам потом не надо будет разбираться со случайным бомжом Петей, который не предвидел вашего маневра.
Не бойтесь клеить восклицательный знак, что новичок. Даже если права 10 лет но вы из него ездите 3 месяца, все равно клейте. Во первых это предупредит всех остальных, что вы можете косякнуть. И в этом ничего страшного тогда не будет. Более того, в большинстве ситуаций, когда вы случайно подрезали и вас остановили бы и набили бы морду, люди отнесутся адекватно и лишь пожелают вам (возможно матом) побыстрее стать уверенным водителем.

Главное, Всем выше перечисленным категориям - будьте предсказуемыми.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!